Заслуженный космонавт назвал главные причины стагнации российской космической индустрии — Naked Science

По словам Героя России, космонавта Геннадия Падалки, проблемы российской ракетно-космической индустрии связаны с технологическим отставанием, нецелевым расходованием средств и нехваткой квалифицированных кадров.

Ракета «Союз»
Ракета «Союз» / ©Роскосмос

Мнение заслуженного космонавта приводит РИА Новости. По словам Геннадия Падалки, признаки стагнации ракетно-космической индустрии были заметны еще в начале 2000-х.

«Причин несколько. Во-первых, технологическое отставание: российский сегмент МКС построен по технологиям 1980-х годов. Перспективные, на наш взгляд, модули МЛМ и НЭМ все еще на Земле, хотя должны были быть в составе нашего сегмента еще в 2008-2009 годах», — говорит он.

Вторую причину проблем космонавт видит в неэффективном и нецелевом использовании бюджетных и коммерческих средств.

Наконец, третью причину трудностей Падалка связывает с нехваткой опытных специалистов. По его мнению, это в значительной степени вызвано тем, что в отрасль массово стали приходить управленцы, юристы, экономисты и финансисты. В то же время ранее в СССР, а также сейчас в других странах начальники в космических агентствах имеют профильное — инженерно-техническое — образование.

Геннадий Падалка / ©wikipedia

По словам космонавта, одни из главнейших трудностей в космической индустрии связаны с пилотируемыми кораблями. Падалка делает акцент на отсутствии новых аппаратов и «бесконечной» модернизации устаревшего корабля «Союз». Однако есть и альтернативная точка зрения. Летавший вместе с Падалкой космонавт Олег Кононенко считает, что «никакой стагнации нет». «В следующем году у нас полетят три новых и молодых космонавта, так что все хорошо», — заявил он РИА Новости.

Стоит сказать, что основная масса независимых обозревателей скептично оценивает достижения «Роскосмоса» последних лет, указывая, в частности, на многочисленные переносы сроков испытаний и ввода в эксплуатацию новых модулей, ракет и космических кораблей.

Напомним, в декабре стало известно, что носитель «Ангара-А5» — одна из главных надежд российской космической индустрии — выполнит второй полет в 2020 году, хотя ранее он был намечен на 2019-й. Таким образом, за все время ракета выполнила всего один запуск — испытательный старт с габаритно-массовым макетом в 2014 году.

Отметим, что «Ангару» видят в качестве инструмента для доставки грузов на лунно-орбитальную станцию, в строительстве которой Россия все еще может поучаствовать. В свою очередь, возможную высадку космонавтов на Луну связывают с перспективными сверхтяжелыми носителями «Дон» и «Енисей».

Для этого, по мнению ученых из Канады, следует обратить внимание на меконий — первые выделения новорожденного.