18 062

«Рывок-2»: в России предложили способ доставки космонавтов на Луну без участия американцев

Специалисты ракетно-космической корпорации «Энергия» предложили проект «Рывок-2», в рамках которого рассматривают возможность полета российских космонавтов к Луне без стыковки со станцией Lunar Gateway.

Луна с борта Спейс шаттл 21 декабря 1999 года
Вид на Луну с борта «Спейс шаттла», 21 декабря 1999 года / ©wikipedia

О новом проекте говорится в докладе специалиста РКК «Энергия» Рафаила Муртазина: его опубликовали к XLIV Королёвским чтениям.

Концепция предполагает использование многоразового корабля с возможностью выполнения прямой посадки на спутник нашей планеты. В основе нового метода — принцип последовательной заправки аппарата в трех ключевых точках, расположенных между космической станцией и лунной базой.

Для реализации плана в район лунной базы предлагают направить заправочный модуль: это сделают еще до запуска космического корабля. Две другие заправки намерены выполнить на окололунной и высокоэллиптической орбитах вокруг Земли, где к моменту начала миссии будет находиться соответствующее оборудование. В качестве носителя предложено использовать тяжелую ракету «Ангара-А5».

«Ангара-А5» / ©gazeta

Как говорится в докладе, в дальнейшем возможно получение топлива из лунных ресурсов, в частности из добываемого в кратерах Южного полюса льда. Это позволит обойтись без доставки заправочного модуля к лунной базе и повысит общую эффективность нового метода.

Ранее для реализации высадки космонавтов на Луну был предложен проект «Рывок». В рамках него рассматривали возможность полета к спутнику с борта Международной космической станции и дальнейшей стыковки корабля с перспективной международной окололунной станцией. «Рывок-2» этого не предполагает, снижая, соответственно, зависимость космического ведомства России от западных стран.

Напомним, Россия изначально проявляла интерес к проекту окололунной станции, известному сейчас как Lunar Gateway. Однако США дали понять, что для участия в нем «Роскосмосу» придется использовать американские технические стандарты, к чему в России оказались не готовы.

Lunar Gateway / ©NASA

Впрочем, в декабре 2019 года стало известно, что Россия все же может принять участие в создании новой космической станции и готова вести переговоры на этот счет.

Уместно напомнить, что сейчас США рассматривают строительство Lunar Gateway в контексте собственной программы по высадке астронавтов на Луну, названной «Артемида»: о ней Naked Science писал в январском номере. В будущем NASA планирует построить постоянную базу на естественном спутнике Земли.