• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.10.2023
НИУ ВШЭ
338

В НИУ ВШЭ впервые измерили электропроводность полимеров в «космических условиях»

4.4

Ученые из МИЭМ НИУ ВШЭ впервые облучили в интервале от нескольких микросекунд до нескольких часов популярные в космической технике полимеры лавсан и каптон при разных температурах и сравнили их электропроводность. Оказалось, что при температуре -170 градусов каптон проводит электричество в 10 раз хуже, чем при +20. Полученные данные помогут инженерам-конструкторам лучше защитить космические аппараты от статических разрядов, вызванных ионизирующим излучением.

В НИУ ВШЭ впервые измерили электропроводность полимеров в «космических условиях»
В НИУ ВШЭ впервые измерили электропроводность полимеров в «космических условиях» / © Getty images / Автор: Дмитрий Жуков

Исследование опубликовано в Journal of Applied Physics. В открытом космосе на аппараты воздействуют разные факторы: вакуум, ионизирующее излучение, космический мусор, микрометеориты, перепады температур и так далее. Ионизирующее излучение (радиация) — один из самых опасных факторов, возникающий за счет солнечного ветра, космических лучей и многого другого. По статистике, половина космических аппаратов выходит из строя именно из-за электростатических разрядов, вызванных ионизирующим излучением.

В деталях космического аппарата часто используют полимерные материалы. Они гораздо легче металлов и хорошо подходят для изоляции кабелей, экранно-вакуумной теплоизоляции и для конструктивных элементов. Вероятность возникновения электростатических разрядов на полимерных деталях зависит от электропроводности полимера: чем она выше, тем меньше вероятность возникновения поломки, благодаря тому, что заряды успевают «растечься» по материалу и не концентрируются в одном месте.

«Если заряженные частицы попадут на полимер с высоким сопротивлением и низкой электропроводностью, то могут в нем застрять. Когда у зарядов нет возможности распределиться по корпусу, они накапливаются в одном месте, из-за чего возникает высокая напряженность электрического поля, вызывающая электростатический разряд. Другими словами, возникает искра, из-за которой разрушаются конструктивные элементы и отказывают приборы космических аппаратов», — поясняет один из авторов статьи, стажер-исследователь Лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ Ильшат Муллахметов.

Как отмечают ученые, в процессе запуска в космос температура поверхности спутников изменяется в диапазоне от -150 градусов до +150. Поведение материалов при высокой температуре уже хорошо изучено, а исследований полимерных материалов при низкой температуре еще мало. Однако именно при низких температурах выше вероятность возникновения разрядов и поломки космических аппаратов.

Исследователи НИУ ВШЭ изучили поведение электрофизических свойств полимерных материалов при низкой температуре и вычислили значения электропроводности для двух полимеров, которые чаще всего используют в космической отрасли: лавсана и каптона. Эксперимент проводился так: в установку помещали образец полимера, откачивали воздух, чтобы добиться вакуума, близкого к космическому пространству, и облучали образец электронами с энергией 50 кэВ. Эксперименты длились от нескольких микросекунд до нескольких часов и проводились при температуре -170 градусов. Данные фиксировали датчики внутри установки, затем ученые проводили расчеты и анализировали их.

Оказалось, что поведение электропроводности каптона при -170 градусов отличается от результатов при +20. При комнатной температуре радиационная электропроводность каптона постепенно растет, проходит максимум, немного опускается, а после 100 секунд облучения резко возрастает. При низкой же температуре увеличения электропроводности не происходит, а она, наоборот, падает. В итоге при комнатной температуре радиационная электропроводность каптона после часа облучения составила 5*10-13 Ом-1м-1, а при низкой температуре — уже в 10 раз меньше.

Также ученые подтвердили, что модель Роуза — Фаулера — Вайсберга, традиционно использующаяся при описании поведения носителей заряда в полимерах при комнатной температуре, хорошо подходит и для описания радиационной электропроводности при температуре -170 градусов.

«Ранее, для низких температур, эта модель проверялась только в течение нескольких микросекунд. Мы же улучшили лабораторную установку и провели эксперимент длительностью более часа и определили параметры, которые могут использовать инженеры в расчетах, когда строят космический аппарат, — поясняет Ильшат Муллахметов. — С фундаментальной точки зрения наши результаты показывают, что формализм многократного захвата, который как раз используется в модели Роуза — Фаулера — Вайсберга, описывает транспорт носителей заряда в этих двух полимерах даже при низких температурах».

В дальнейшем исследователи планируют изучать другие материалы, которые используются в экстремальных условиях, в первую очередь материалы для устройств атомных электростанций. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
5 июня
Игорь Байдов

Когда у круглых червей наступают голодные времена или им становится тесно, они объединяют свои усилия, чтобы поменять среду обитания. Забираются друг на друга, образуя живые башни, которые устремляются вверх, где нематоды могут прицепиться к проходящему мимо животному и с его помощью добраться до более изобильных мест. Долгое время ученые лишь догадывались о существовании таких живых башен. Теперь команда исследователей из Германии впервые зафиксировала их в дикой природе.

Позавчера, 07:32
Андрей Папиш

Жизнь в пещерах суровая, мягко выражаясь. Рыбы, населяющие подземные воды и никогда не видевшие солнечного света, приспособились к такой среде по-своему. Кто-то решил отказаться от глаз, кто-то от чешуи. Некоторые даже горб для чего-то вырастили. Китайские биологи рассказали о необычной пещерной рыбе, которая «носит» нечто вроде спасательного круга. Зачем? Похоже, чтобы не тратить много энергии.

Вчера, 13:23
Александр Березин

Илон Маск накинулся на Трампа за отказ от сокращения госрасходов, считая, что это ведет Америку к банкротству. А еще он заявил, что без него тот и к власти бы не пришел. В ответ Трамп предложил сократить госрасходы, лишив Маска всех контрактов. Между тем, именно контракты с ним — основа возвращения американцев на Луну в 2027-2028 годах. Что будет, если американский президент действительно решится на расторжение контрактов? И как это отразится на множественных полетах Starship к Марсу в 2020-х? Как ни странно, оба эти вопроса плотно затрагивают происходящее в нашей стране.

5 июня
Игорь Байдов

Когда у круглых червей наступают голодные времена или им становится тесно, они объединяют свои усилия, чтобы поменять среду обитания. Забираются друг на друга, образуя живые башни, которые устремляются вверх, где нематоды могут прицепиться к проходящему мимо животному и с его помощью добраться до более изобильных мест. Долгое время ученые лишь догадывались о существовании таких живых башен. Теперь команда исследователей из Германии впервые зафиксировала их в дикой природе.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

Позавчера, 07:32
Андрей Папиш

Жизнь в пещерах суровая, мягко выражаясь. Рыбы, населяющие подземные воды и никогда не видевшие солнечного света, приспособились к такой среде по-своему. Кто-то решил отказаться от глаз, кто-то от чешуи. Некоторые даже горб для чего-то вырастили. Китайские биологи рассказали о необычной пещерной рыбе, которая «носит» нечто вроде спасательного круга. Зачем? Похоже, чтобы не тратить много энергии.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно