Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МГПУ выяснили, как мотивировали советских пионеров для борьбы с хулиганами
Эпоха хрущевской оттепели породила надежды на либерализацию советского режима. Однако власти по-прежнему сохраняли тотальный контроль над обществом, в том числе используя детские и молодежные организации. Исследователь МГПУ Борис Куприянов изучил динамику феномена борьбы с хулиганами по материалам газеты «Пионерская правда» — центрального печатного органа пионерии.
Целью исследователя была реконструкция дискурса борьбы пионеров с «социально неодобряемыми» элементами — хулиганами. Эта тема отражала героизацию советского детства и реализацию идей Лапьерра о «спасении общества» от «некультурного Другого».
Для анализа были отобраны публикации за период 1958-1966 годы, в которых противопоставлялись положительные персонажи («рассказывают о дружбе, помогают милиции») и отрицательные — разного рода нарушители («прячутся, убегают»). Пионер выступал как активный «водящий» в поисках злодеев. Таким образом, эта схема конфликта отражает традиционные дворовые игры детей типа «казаки-разбойники». Куприянов считает, что “дискурс «Пионерской правды» заимствует схемы из форматов совместных занятий крестьянской общины”.
Куприянов отмечает, что образцовый пионер в текстах газеты выполняет роль «водящего» в игре. Он ищет, преследует, осаливает, то есть разоблачает и наказывает хулиганов. А те уворачиваются от наказания.
В статьях создается романтический образ идеального пионера, который активно помогает бороться за порядок в стране. Он наделяется исключительно положительными чертами. Это скромный, добрый, отзывчивый подросток. Он не может пройти мимо чужой беды, всегда придет на помощь — будь то потерявшийся ребенок или старушка, нуждающаяся в защите от хулиганов.
Такой герой-пионер изображается обычным мальчишкой, не выделяющимся особо среди сверстников. Но в решающий момент в нем просыпается смелость и решительность. Он может пойти на конфликт ради защиты слабых или ради высоких идеалов. И даже готов стойко переносить за это гонения со стороны классовых врагов. Например, приводится такая выдержка: «…на дороге ревет какой-то малыш. У нового игрушечного самолета сломался пропеллер. Сергей останавливается, чинит. На тренировку они бегут уже вдвоем…». Тут явная отсылка к положительным героям детской литературы вроде Вовки из рассказов Агнии Барто.
Так исподволь создается образ эталона, примера для подражания. Юные пионеры должны равняться на таких скромных героев-общественников и самим проявлять доброту и отвагу. А все ради высшей цели — борьбы за светлое коммунистическое будущее.
Совсем иначе подавался образ нарушителей. Во-первых, это разного рода нарушители дисциплины — от мелких школьных провинностей до уголовщины. Их поведение квалифицируется как социально неодобряемое, не соответствующее нормам. Во-вторых, акцент делается, что они ведут себя трусливо, не готовы отвечать за содеянное. В текстах говорится: «прячутся», «убегают», «уворачиваются» от ответственности и наказания. То есть демонстрируют свою моральную несостоятельность. И наконец, хулиганы априори объявляются врагами «светлого будущего», коммунистического общества. Для них в нем нет и не может быть места, они обречены на изгнание и искоренение. Создавалась упрощенная, черно-белая дихотомия между позитивными героями и абсолютно негативными антигероями. А между ними разворачивается непримиримая борьба добра со злом, в которую вовлекаются юные читатели.
Таким образом, цитата из «Пионерской правды»: «Хулигана мы в коммунизм не возьмем» отражала миссию «очищения» будущего светлого общества. Пионеры должны были стать его авангардом. Этот лозунг отражал главенствующую идеологему эпохи. Согласно марксистско-ленинской доктрине, коммунизм — это идеальное бесклассовое общество будущего. И в нем не будет места для «социально чуждых элементов» вроде хулиганов.
В этом контексте пионеры изображаются авангардом, передовым отрядом строителей светлого будущего. Их миссия в том, чтобы «очищать» общество от всего вредоносного, отсталого, пережиточного. К последнему как раз и причисляются безыдейные преступники и нарушители дисциплины. То есть фактически школьники призываются к борьбе с «внутренними врагами», к искоренению и изоляции всех, кто не соответствует образцам «нового советского человека». А этот идеологический посыл облекается в форму якобы их собственной инициативы и героической миссии.
Изначально в 1950-е годы пионеры, согласно публикациям в «Пионерской правде», должны были активно участвовать в борьбе за общественный порядок, помогая милиции и выступая против «некультурных элементов» вроде хулиганов. Их действия часто носили довольно радикальный характер: задержание нарушителей, наблюдение и доносы на «подозрительных лиц», изъятие запрещенных предметов и так далее.
Однако уже в 1960-е годы вектор идеологической установки меняется. Теперь на первый план выходит именно учеба, послушание школьников, а их общественная активность объявляется второстепенной. Это нашло отражение в документах ЦК ВЛКСМ 1967 года, где говорится о «формировании стремления хорошо учиться» как главной задаче.
Параллельно пресекаются любые несанкционированные проявления инициативы подростков. Их самодеятельность поощряется только при активном контроле и руководстве со стороны старших. Например, в статьях описан случай, как школьники сами организовали «военное общество» для борьбы с хулиганами. Но эта инициатива была пресечена, взрослые использовали её в своих целях, а затем отстранили лидера-подростка.
Таким образом, происходило сворачивание героического дискурса борьбы с «врагами». Упор делается на дисциплину и послушание школьников. А их потребность в романтике и инициативе игнорируется. Это приводит к снижению мотивации к общественной работе в пионерской организации.
Результаты данного дискурс-анализа позволяют лучше понять механизмы идеологического воздействия на юных читателей тех лет через прессу и как навязывалась школьникам необходимость борьбы с хулиганами. Во-первых, была четкая схема противопоставления положительных и отрицательных героев, эталонов для подражания и осуждения.
Использовались традиционные архетипы, понятные детям. Во-вторых, происходило замещение реальных интересов и потребностей подростков (в инициативе, романтике, приключениях) навязанными моделями «правильного» поведения и идеологемами в духе эпохи. В-третьих, применялись привлекательные для подростка формы подачи – приключенческих сюжетов, игровых аналогий. Так повышалась восприимчивость детей к идеологическим посылам газеты. Выводы ученого представлены в журнале «История».
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.
Презентации — универсальный инструмент для работы и учебы. Современные технологии позволяют создавать их в один клик, а интерактивные форматы делают выступления более динамичными и вовлекающими. Ученые Пермского Политеха усовершенствовали ранее разработанную платформу, добавив ИИ-функции: теперь нейросеть генерирует слайды, редактирует текст, создает изображения и интерактивные квизы.
Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии