Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые выявили один из самых эффективных методов картирования вечной мерзлоты в морях
Исследователи Московского физико-технического института совместно с коллегами из других университетов оценили эффективность электромагнитного зондирования, применяемого для картирования вечной мерзлоты на Восточно-Сибирском арктическом шельфе.
Результаты работы опубликованы в журнале Geosciences. В последние годы под руководством члена-корреспондента РАН Игоря Семилетова активно проводятся исследования, связанные с картированием подводной мерзлоты на шельфе Восточной Сибири. Они имеют важное значение для понимания ее текущего состояния и возможного потенциала, связанного с парниковым эффектом посредством выброса пузырькового метана с морского дна.
«От стабильности подводной вечной мерзлоты зависит, выходит ли метан, изолированный в гидратных отложениях, в вышележащие слои и в атмосферу. Он потенциально может влиять на темпы глобального потепления, ускоряя их. Некоторые исследователи даже говорят о том, что его вклад значительно больше, чем вклад CO2. Для изучения состояния многолетнемерзлых пород коллегами активно применяется электромагнитное зондирование становлением поля, позволяющее получить информацию об электропроводности горных пород, визуализировать положение слоя вечной мерзлоты в разрезе и обнаружить зоны протаивания вечной мерзлоты.
Потенциально это может помочь нам судить о том, насколько вечная мерзлота деградировала, и, соответственно, об интенсивности выделения в атмосферу Земли метана», — рассказывает Дмитрий Алексеев, старший научный сотрудник лаборатории скважинной, инженерной и разведочной геофизики МФТИ.
Из-за значительного изменения электрического сопротивления флюидонасыщенных осадочных пород при переходе из мерзлого состояния в талое и наоборот электрические и электромагнитные методы оказываются достаточно эффективны для визуализации мерзлоты. В случае подводной мерзлоты такие методы могут быть применены на мелководных прибрежных акваториях. Одна из используемых модификаций электромагнитного зондирования предполагает буксировку с помощью корабля питающей и приемной электрических линий. С помощью источника тока в питающую линию подается импульс определенной длительности, после которого происходит измерение электрического «отклика» из приемной линии. Измеренные кривые таких откликов при различном положении судна позволяют определить электрические свойства горной породы ниже поверхности дна (то есть построить геоэлектрическую модель). Эта информация может использоваться для оценки состояния вечной мерзлоты.
При достаточно большой глубине моря (свыше первых десятков метров) описанная технология имеет определенные ограничения в силу большого экранирующего влияния проводящей воды. На основе численного моделирования электромагнитных полей Дмитрий Алексеев и его коллеги выполнили анализ возможностей метода при определении параметров мерзлоты, талых донных отложений и подмерзлотной толщи.
«Мы построили семейство синтетических геоэлектрических моделей, имитирующих строение подводной толщи горных пород, и провели моделирование электромагнитных откликов, которые наблюдались бы при использовании соответствующих измерительных систем в реальных условиях. Затем посредством решения обратных математических задач мы восстановили геоэлектрические модели и получили представление о возможности применения рассматриваемой технологии при различной глубине воды, параметрах горных пород и уровне шума в измеренных данных.
Метод оказывается наиболее эффективным при глубине моря до 20 метров; с ее ростом неопределенность восстанавливаемых моделей существенно возрастает, поскольку соленая морская вода хорошо проводит ток и маскирует влияние нижележащих горных пород. В целом нам удалось подтвердить общую эффективность технологии для получения изображений подводной вечной мерзлоты в условиях шельфа Арктики. Это крайне важно для понимания текущего состояния подводной системы “вечная мерзлота — гидрат” и будущих исследований арктических морей», — дополнил Дмитрий Алексеев.
Исследования мерзлоты на арктическом шельфе требуют применения достаточно точного инструментального метода, способного визуализировать структуру донных осадочных отложений. Полученные учеными результаты демонстрируют приемлемую точность метода, за исключением слишком глубоких зон (более 50 метров), где он становится малоэффективным. Полученные результаты моделирования могут быть использованы на практике при совершенствовании технологии картирования подводной мерзлоты на Арктическом шельфе.
В состав научного коллектива, кроме сотрудников МФТИ, также вошли специалисты из Томского государственного университета, Тихоокеанского океанологического института имени В. И. Ильичева ДВО РАН, Института океанологии имени Ширшова РАН, МГУ имени М. В. Ломоносова, а также Института физики Земли имени Шмидта РАН и Института динамики геосфер имени Садовского РАН. Исследовательская работа проведена при поддержке проекта «Приоритет 2030» Министерства науки и высшего образования России и Российского научного фонда.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Анализ более двух миллионов карт пациентов британских ветеринарных клиник показал, какие псы имеют повышенный риск острых кишечных расстройств — одной из распространенных проблем со здоровьем у четвероногих друзей человека.
В 2024 году в мире произошло самое большое количество войн и вооруженных конфликтов за всю историю наблюдений, которые ведут специалисты проекта Uppsala Conflict Data Program. Это учреждение занимается сбором и изучением данных об организованном насилии, войнах и военных конфликтах с 1946 года. Такая оценка озвучена в ежегодном докладе организации. При этом исследователи зафиксировали снижение общего числа погибших и рост случаев насилия против гражданского населения.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Новое исследование с участием нескольких тысяч немецких подростков показало, что курение обычных или электронных сигарет, особенно сочетание этих практик, в сотни раз повышает вероятность знакомства тинейджеров с марихуаной.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии