НИУ ВШЭ
5 995

Социологи и политологи из НИУ ВШЭ выяснили, какие ценностные модели и в каких случаях обеспечивают большую поддержку гражданами действий властей по борьбе с пандемией коронавируса.

Ученые ВШЭ установили, как ценности людей влияют на их отношение к ограничительным мерам в связи с Covid-19 / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Plos One. Почти с самого начала пандемии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запустила медиакампанию «Оставайтесь дома. Спасайте жизни». В ней ВОЗ подчеркивала, что риску подвергается не только сам человек, но и другие люди, в том числе и незнакомцы. ВОЗ призывала к заботе об окружающих, указывая, что все мы несем ответственность за жизни других людей. Вопрос эффективности этой стратегии стал одним из основных для исследования ученых из Высшей школы экономики.

Команда ученых из НИУ ВШЭ (Кирилл ЧмельАйгуль Климова и Никита Савин) проверила, какая из двух стратегий поведения россиян — защитить себя или позаботиться о других — поможет государству эффективнее бороться с пандемией. Исследователи провели два онлайн-эксперимента, в которых приняли участие 2200 респондентов.

Дизайн эксперимента подразумевал вариацию двух экспериментальных факторов: указание на относительно высокие или низкие риски Covid-19, а также указание на то, кто является основным лицом, подверженным этому риску, — сам человек или другие люди.

Предлагая участникам эксперимента различные варианты описания ситуации с пандемией Covid-19, ученые отслеживали, как меняется решимость респондентов жертвовать своими правами, поддерживать ограничительные меры и введение уголовной ответственности за несоблюдение этих мер.

На основе этих экспериментов исследователи показали значимость ценностей человека. Если он разделяет просоциальные ценности, признает значимость достижения блага для всех людей, а не только для себя, он оказывается более восприимчивым к информации, подчеркивающей риски для других людей, а не для него лично.

«Таким образом, призывы носить маски и соблюдать социальную дистанцию, обоснованные заботой об окружающих, находят отклик лишь среди носителей соответствующих ценностей, — отмечает один из авторов статьи, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта Кирилл Чмель. — А для тех, кто не разделяет просоциальные ценности, следует подчеркивать в первую очередь личные угрозы и риски, связанные с заражением коронавирусом».

Кроме того, было обнаружено, что в случае указания на высокие риски одобрение антиковидных мер значительно возрастало, что, по мнению исследователей, может увеличить поддержку антидемократического направления в политике во всем мире.

Ежедневный поток информации о количестве умерших и вновь инфицированных людей приводит к тому, что люди намного переоценивают риск летальности от нового коронавируса. Так, ученые обнаружили, что респонденты оценивают риск летальности от Covid-19 в среднем на уровне 35 процентов, что как минимум в десять раз превышало уровень летальности на момент проведения опроса

«Подобные искажения в оценках приводят к тому, что люди готовы жертвовать своими правами и свободами ради достижения безопасности. Это создает угрозу широкой поддержки авторитарных мер, которыми могут воспользоваться политические силы во многих странах. Кроме того, неадекватно высокая оценка риска смертности от коронавируса подрывает веру граждан в то, что государство может справиться с пандемией», — поясняет один из авторов статьи, доцент департамента интегрированных коммуникаций Никита Савин.

Ученые призывают как исследователей, так и представителей властей обратить внимание на коммуникацию рисков и ее значимое влияние на поведение граждан в условиях пандемии.