31.07.2023
НТИ Фотоника
1 044

Российские ученые разработали кремниевый биосенсор для контроля здоровья человека и состояния окружающей среды

Ученые консорциума Центра компетенций НТИ «Фотоника» из Алферовского университета совместно с коллегами из МФТИ создали мультисенсор на основе нанонитей кремния. Разработка за одну минуту детектирует аммиак, соляную кислоту, ацетон и изопропиловый спирт в парах воды для медицинских и экологических применений.

Изображения нанонитей кремния, полученные методами электронной и оптической микроскопии, а также вольтамперная характеристика сенсоров на их основе / © Пресс-служба НТИ Фотоника / Автор: Regulus Tremerus

Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Applied Nanomaterials. «Чувствительным элементом мультисенсора выступают нанонити кремния, с диаметром порядка 100 нанометров и длиной 10 микрометров. Это нити толщиной в одну четвертую человеческого волоса. Благодаря таким размерам нитей нам удалось получить сенсор, способный детектировать разные виды химикатов в воде. Прибор можно как окунать в анализируемую пробу, так и располагать над пробой, для его работы достаточно мультиметра и 60 секунд вашего времени», – заявил Алексей Большаков, заведующий лабораторией Функциональных наноматериалов, Центр фотоники и двумерных материалов, МФТИ.

Ученые предложили новые подходы к спектроскопии полного электрического сопротивления (импеданса) сенсоров на основе нанообъектов, что обеспечило селективность к нескольким химическим веществам. Размер сенсора – не больше пуговицы на рубашке. Цена опытного образца лимитируется наличием небольшого количества золота, которое можно заменить на более дешевый металл, например, серебро или алюминий, без существенной потери свойств. Ученые также отмечают, что сенсор можно использовать и для анализа состояния спортсменов.

Концепция сенсора и его спектры полного электрического сопротивления (импеданса) в присутствии различных химикатов / © Пресс-служба НТИ Фотоника

«Такой сенсор можно защитить фильтром и установить в канализационный слив, чтобы оценить уровень токсичных выбросов предприятия. Кроме того, можно взять мазок пота спортсмена, растворить пробу в воде и проанализировать уровень аммиака в нем. Зная индивидуальную норму такого биологического маркера для конкретного спортсмена, становится возможным контроль его физической формы, метаболизма и так далее», – объяснил Валерий Кондратьев, младший научный сотрудник лаборатории Функциональных наноматериалов, Центр фотоники и двумерных материалов, МФТИ.

Разработка российских ученых продемонстрирована на всемирном конгрессе Biosensors 2023, (Пусан, Корея), посвященном биосенсорам со всего мира. «Существенный вклад в работу принадлежит лаборатории Возобновляемых источников энергии Алферовского университета (заведующий лабораторией Мухин И. С., ведущий научный сотрудник Гудовских А.С.), в которой и были синтезированы нанонити кремния, а также лаборатории Оптики гетерогенных структур и оптических материалов (заведующий лабораторией Липовский А.А.), на базе которой мы получили основные экспериментальные данные о свойствах нанонитей», – уточнил Валерий Кондратьев.

«Тандем Москва-Санкт-Петербург успешно зарекомендовал себя и в других работах нашей группы, например, в области фотоники. Нашей целью является развитие науки с вектором на улучшение качества жизни людей, сенсорика – делает это прямо сейчас, фотоника – задел на будущее, в котором информация передается и кодируется светом, со скоростью света», – заключил Алексей Большаков.

Центр компетенций НТИ Фотоника создан в конце 2020 года, на базе ПГНИУ. В Центре создан консорциум в, который входит 39 организаций от Санкт-Петербурга до Владивостока. Ключевые участники консорциума – ПГНИУ, ПАО «ПНППК», ИТМО, Сколтех, НГУ и ИАиЭ СО РАН. Сегодня Центр разрабатывает ряд новых технологий, решений и продуктов, готовит новые объекты интеллектуальной собственности, а также осуществляет подготовку специалистов в области сквозных технологий фотоники. Ключевая задача Центра – перенести результаты фундаментальных исследований на практические рельсы, выстроить кооперацию с индустриальными партнерами, подготовить высококвалифицированные кадры и создать линейку образовательных продуктов.