Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Результаты диагностики дислексии оказались зависимы от используемых тестов
Исследователи ВШЭ выяснили, что сложные фонологические тесты, задействующие несколько когнитивных процессов, предсказывают дислексию лучше, чем простые. Это может быть связано с тем, что русскоговорящие дети с дислексией в основном не испытывают трудностей непосредственно с различением звуков речи. Однако только фонологических тестов недостаточно для надежной диагностики причин нарушений чтения.
Результаты исследования опубликованы в Journal of Speech, Language, and Hearing Research. Дислексия — это распространенное нарушение, проявляющееся в стойких трудностях с освоением чтения. В России симптомы дислексии проявляются у 10–15 процентов школьников. Вопреки мифам дислексия не связана с педагогической запущенностью или низким интеллектом — она является врожденной особенностью ребенка.
В мировой науке долгое время считалось, что одной из основных причин дислексии является фонологический дефицит — неспособность различать фонемы, то есть звуки речи (минимальные смыслоразличительные единицы языка), а также проводить всевозможные операции с ними. Предположительно из-за этой трудности и возникают проблемы в процессе чтения — на этапе соотнесения букв со звуками.
Фонологический дефицит проявляется в неспособности быстро и точно различать звуки речи, а также проводить различные операции с ними: например, удерживать их в оперативной памяти, быстро извлекать из долговременной памяти, заменять звуки в слове, разделять слово на отдельные звуки или подсчитывать их количество.
Для оценки навыков фонологической обработки и выявления дефицита используют специальные батареи фонологических тестов. При разработке тестов лингвисты тщательно подбирают слова-стимулы по ряду параметров: учитывается и комбинация звуков, и частотность, и возраст усвоения слов, и артикуляторная сложность. Тесты могут отличаться по типу задания: на фонологическую осознанность (например, задания на удаление звука из слова), на фонологическую память (задания на повторение псевдослов) и на способность быстро извлекать звуки речи из долговременной памяти (задания на быстрое автоматическое называние цифр). Не все фонологические тесты даже внутри одного типа одинаково хорошо коррелируют со скоростью чтения.
Гипотеза о фонологическом дефиците объясняет, почему ребенок с дислексией часто не справляется с фонологическими тестами. Однако до сих пор было неясно, какие из фонологических тестов лучше всего подходят для диагностики дислексии.
Исследователи ВШЭ, МГУ и Центра патологии речи и нейрореабилитации предположили, что фонологические тесты могут различаться по уровню сложности — по количеству речевых и когнитивных процессов, которые необходимо задействовать для успешного выполнения задания. Так, простая задача по различению звуков в коротких псевдословах (например, «ива — ыва») требует меньше когнитивных процессов: звуки необходимо распознать, удержать в памяти и сравнить. Более сложная задача задействует целый комплекс процессов. Так, чтобы заменить звук в слове, нужно точно услышать задание, удержать в памяти это задание и само слово, выделить в слове нужный звук, мысленно произвести замену звука и произнести получившееся слово вслух.
Исследователи предположили, что более сложные фонологические тесты могут лучше предсказывать риск дислексии у ребенка, чем более простые. Это связано с тем, что для успешного выполнения сложных тестов требуется большее количество процессов, часть которых пересекается с процессами, необходимыми для успешного чтения.
Чтобы это проверить, ученые сравнили успешность выполнения различных фонологических заданий детьми с дислексией и без нее. В исследовании использовали батарею из семи фонологических тестов «ЗАРЯ» — комплексный диагностический инструмент, разработанный в НИУ ВШЭ. Он включает фонологические тесты разных уровней сложности — в зависимости от того, сколько процессов языковой обработки необходимо задействовать для успешного выполнения заданий.
В исследовании участвовали 173 ребенка 7–11 лет (1–4-й классы) из российских школ. 49 из них имели клинический диагноз «дислексия», а остальные участники не сталкивались с трудностями при обучении чтению. У всех детей уровень развития невербального интеллекта был не ниже нормы, а отсутствие первичных нарушений слуха проверялось дополнительно.
Сравнение результатов двух групп показало, что дети с дислексией справляются с наиболее простыми фонологическими тестами — на различение похожих звуков и дифференциацию реальных слов и выдуманных, отличающихся от реальных одним-двумя звуками, — так же успешно, как и школьники, не испытывающие трудностей с чтением. Однако более сложные задачи давались детям с дислексией значительно труднее.
Лучше всего наличие дислексии у ребенка предсказывал его результат в задачах на называние первого звука в слове и замену звука в псевдослове — эти задачи задействуют больше всего речевых и когнитивных процессов, от рабочей памяти до артикуляции.
«Среди детей с дислексией, участвовавших в нашем исследовании, только 4–10 процентов имели фонологический дефицит элементарного уровня, что проявлялось в низких результатах даже в простейших фонологических тестах. Большинство же детей с дислексией справлялись с этими тестами достаточно хорошо, на уровне типично развивающихся детей. То есть русскоговорящие дети с дислексией в основном не испытывают трудностей непосредственно с различением звуков речи», — комментирует автор исследования, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Дорофеева.
Предположительно с увеличением сложности задания увеличивается и общая когнитивная нагрузка — способность выполнять несколько разных процессов быстро или почти одновременно. Потому и большее количество детей с дислексией с такими заданиями не справляется. По мнению исследователей, сравнение состава когнитивных процессов в тестах, которые ребенок выполнил успешно, и в тестах, с которыми он не справился, может помочь определить, какой именно процесс нарушен, что дает ценную информацию для планирования коррекции.
Половина детей с дислексией в выборке не справлялась с самыми сложными фонологическими заданиями. Это может сигнализировать как о трудностях с реализацией отдельных процессов (фонематический анализ, речевая рабочая память, координация артикуляции), так и о неспособности выдерживать общее повышение когнитивной нагрузки. Еще около половины детей с дислексией выполнили задания всех фонологических тестов на уровне нормы. Возможно, причина нарушения чтения — в другом дефиците или комбинации дефицитов, предполагают исследователи.
«Для надежной диагностики дислексии и выявления ее причин необходимо разрабатывать и использовать стандартизированные тесты другого типа — в частности, задания на оценку зрительной и зрительно-пространственной обработки, а также управляющих функций», — считает Светлана Дорофеева.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии