Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи МГППУ изучили эмоциональную сферу детей младшего и среднего школьного возраста
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста аффективный словарь эмоций уже включает понятия радости, гнева и страха, которые понимаются на уровне их возраста. А вот понимание вины, стыда и презрения оказывается недостаточным и качественно изменяется с переходом от младшего к старшему школьному возрасту.
Эмоциональное развитие детей привлекает внимание не только родителей и педагогов, но и психологов-исследователей. Изучается эмоциональная компетентность детей, включающая в себя освоение понятий, обозначающих эмоции, способность различать свои эмоции и эмоции других людей по выражениям их лица и невербальному поведению с учетом социальной ситуации, в которой находится ребенок. Использование аффективных понятий, обозначающих эмоции, как показатель сформированности аффективного вербального словаря у детей, в целом оказывает влияние на эффективность социального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
В Институте экспериментальной психологии МГППУ ведутся исследования, в которых изучаются уровень понимания вербальных обозначений базовых эмоций и особенности восприятия и понимания графических изображений базовых эмоций у детей младшего и среднего школьного возраста (более полно работа описана в статье в журнале «Экспериментальная психология»). Один из этапов исследования проводился на базе общеобразовательных школ городов Кольчугино и Гороховец Владимировской области, в котором приняли участие 123 ребенка — ученики первых и пятых классов.
В ходе исследования участникам предлагалось оценить девять базовых эмоций, используя как вербальные обозначения, так и графические экспрессии. Первоначально им требовалось оценить вербальные обозначения, включающие радость, страх, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, стыд и вину. Затем они также оценивали графические изображения этих эмоций, представленные в трех степенях выраженности: слабой, средней и сильной.
Для оценки использовался метод семантического дифференциала, который помогал получить представление участников об этих базовых эмоциях, используя прилагательные, описывающие эмоциональные переживания. После сбора данных проводился анализ различий в распределении оценок вербальных обозначений, а также сравнение профилей оценок вербальных обозначений и графических экспрессий (разных степеней выраженности) для каждой из девять базовых эмоций.
Результаты исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста аффективный словарь эмоций уже включает понятия радости, гнева и страха, которые понимаются на уровне детей среднего школьного возраста. Однако понимание эмоций вины, стыда и презрения оказывается недостаточным и качественно изменяется с переходом от младшего к старшему школьному возрасту. В оценках графических выражений базовых эмоций у детей, как младшего, так и среднего школьного возраста, было обнаружено высокое узнавание эмоций радости, гнева и отвращения, в то время как эмоции удивления, страха, презрения, стыда и вины распознавались слабо.
«Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста уже имеют сформированный аффективный словарь эмоций, который соответствует уровню детей среднего школьного возраста. В этом словаре присутствуют понятия радости, гнева, страха и, возможно, отвращения. Однако, понимание понятий вины, стыда и презрения еще не полностью сформировано и будет изменяться качественно до старшего школьного возраста», — рассказал Евгений Хозе, кандидат психологических наук, заместитель директора Института экспериментальной психологии, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Разработанный в исследовании стимульный материал, представленный в виде графических выражений, адаптированных к детскому возрасту, может быть полезен как для научных исследований, направленных на изучение особенностей восприятия, так и для практического использования при исследовании самооценки и развития эмоциональной сферы детей младшего и среднего школьного возраста.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Среди ныне живущих морских обитателей осталось всего несколько так называемых «живых» ископаемых вроде латимерии или мечехвоста. Остальных мы знаем по уцелевшим остаткам. Новый вид древней рыбы обнаружили палеонтологи в девонском песчанике Канадской Арктики. Судя по найденным зубам и челюстям, рыба была в разы меньше своих родственников, а значит, могла жить в реках, что необычно для этих существ.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Среди ныне живущих морских обитателей осталось всего несколько так называемых «живых» ископаемых вроде латимерии или мечехвоста. Остальных мы знаем по уцелевшим остаткам. Новый вид древней рыбы обнаружили палеонтологи в девонском песчанике Канадской Арктики. Судя по найденным зубам и челюстям, рыба была в разы меньше своих родственников, а значит, могла жить в реках, что необычно для этих существ.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии