Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психолог из СПбГУ обнаружила связь между увлеченностью интернет-мемами и уровнем интеллекта
Доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова выяснила, как изменилось восприятие многозначных текстов в России. Полученные результаты свидетельствуют, что используемые психологами критерии нормы, возможно, заслуживают пересмотра.
Эти данные приводятся в ряде научных публикаций, последняя из которых вышла в журнале «Вопросы психолингвистики» в 2019 году. Цикл из десяти научных статей Ольги Щербаковой одержал победу в Конкурсе научных трудов имени Б. Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа года среди молодых ученых». В них исследователь описывает когнитивные механизмы, лежащие в основе решения задач, понимания текстов и преодоления информационной многозначности.
По мнению Ольги Щербаковой, понимание текстов, имеющих несколько смыслов, является отличной моделью для изучения работы человеческого интеллекта. Лежащие в его основе механизмы она изучала на феноменологическом, поведенческом, психофизиологическом и генетическом уровнях. При этом исследовалось понимание вербальных шуток, двойственных изображений, притч и проблемных ситуаций здоровыми испытуемыми, а также лицами, страдающими психическими заболеваниями.
Как и ожидали психологи, у пациентов с психическими заболеваниями понимание юмора оказалось снижено. В частности, такие испытуемые могли чрезмерно сочувствовать герою истории или, наоборот, ограничиться механистичным воспроизведением интеллектуальной структуры шутки, не проявив никакой эмоциональной вовлеченности.
Удивление авторов вызвало другое — восприятие многозначных текстов обычными испытуемыми в возрасте от 18 до 29 лет также не соответствовало существующим в психологии интеллекта представлениям о норме, в соответствии с которым взрослые здоровые люди должны быть чувствительны к потенциальной множественности значений и уметь реконструировать переносный смысл речевых сообщений.
Это признаки понятийной формы мышления, традиционно считающейся одной из высших познавательных функций, которой обладают взрослые, образованные, когнитивно сохранные люди, принадлежащие к культуре западного типа. В частности, у испытуемых возникали трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов в истории. В общей сложности участниками исследований на тему понимания юмора и других видов переносного смысла стали более 300 человек.
Один из примеров шуток, с которыми имели дело испытуемые, выглядит так:
Беседуют два друга:
— Ну и чем закончилась ваша ссора с девушкой?
— Она приползла ко мне на коленях!
— Ничего себе! И что сказала?
— Вылезай из-под кровати, я больше на тебя не сержусь!
«Здесь важно уловить ключевое для понимания смысла выражение “приползла на коленях”, которое обычно понимается как метафорическое обозначение крайней степени раскаяния и мольба о прощении, — объясняет Ольга Щербакова. — Но так как шутки часто строятся на нарушении ожиданий реципиента, здесь эффект комического возникает за счет того, что “приползание на коленях” имеет противоположное значение (сообщить собеседнику о том, что на него больше не сердятся) и должно пониматься не как метафора, а как буквальное действие, имеющее практический смысл (удобнее донести информацию до того, кто прячется от страха под кроватью)».
При этом, по словам психолога, если открыть любой современный учебник по психологии мышления, там будет написано, что подобная уплощенность и буквальность мышления является симптомом серьезного интеллектуального дефицита.
«Тем не менее я бы не стала паниковать. Можно говорить о том, что многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего. Сейчас на планете живет несколько поколений людей, выросших в принципиально разных информационных условиях и поэтому использующих различные интеллектуальные практики. И это означает, что для одних в плане интеллектуальной деятельности нормально одно, для других — другое, для третьих — третье», — считает Ольга Щербакова.
Различия в познавательных способностях представителей различных поколений становятся еще явственней при рассмотрении результатов исследований, связанных с юмором. Так, устное рассказывание смешных историй воспринимается молодежью как анахронизм, а смысл многих, даже сравнительно простых анекдотов становится непонятен ее представителям. Юмор во многом ушел в интернет — участники исследования отправляют друг другу мемы в социальных сетях или показывают их на экранах телефонов при личном общении. Используя молодежный сленг, можно смело утверждать, что «мемчики в топчике», — в моде смешные картинки с подписями. Другие черты современных шуток — краткость и ситуативность.
По мнению Ольги Щербаковой, одним из объяснений сложившейся ситуации могут служить процессы, происходящие в современном школьном образовании, а также многократно увеличившийся поток информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно. «За день среднестатистический современный человек перерабатывает такой объем информации, который он раньше мог обрабатывать в течение недели. При этом большая часть этой информации — заведомый мусор. Однако он организован настолько ярко и эмоционально, что молодым людям, у которых еще не полностью сформированы навыки мышления и интеллектуальная самостоятельность, очень сложно ему сопротивляться, — рассказывает Ольга Щербакова.
— Информация устроена так, что сама направляет человека. Сначала яркий заголовок, потом жирным шрифтом выделена мысль, которую автор считает главной, затем акцент делается на другом высказывании и так далее. Получается, что читатель постепенно разучивается самостоятельно “просеивать” текст, решая для себя, на что тратить свое время, а на что нет, какая мысль существенная и заслуживает более глубокой проработки, а какая — второстепенная и не требует серьезного внимания. Если этому не учить специально, мышление может остаться на подростковом уровне».
Бороться с существующей тенденцией путем агрессивного внедрения устаревших стандартов психолог считает неприемлемым: «Многие классические учебники по психологии писались десятилетия тому назад. Изменилась среда, и люди адаптируются к ней. Для того чтобы добиться успеха, требуются уже совершенно другие навыки, чем раньше. Правильней пересмотреть существующие нормы с помощью масштабных исследований. Это потребует больших организационных и финансовых затрат, но это благородное дело. Потому что делать заключения о диагнозе или психическом статусе человека, опираясь на устаревшие нормы, — это как минимум некорректно».
Большему количеству учеников, чем когда-либо, трудно осваивать школьную программу. Это связано с низким уровнем развития рабочей памяти и неумением планировать время, считает педагог Алекс Куигли. В новой книге он дал практические рекомендации для учителей, которые помогут сделать работу в классе более продуктивной.
Экологи из Китая подсчитали, как изменились площади оазисов в мире с 1995 по 2020 год. Исследователи также выяснили, в каком регионе оазисных территорий больше всего, в каком темпе происходят изменения и чем на этих землях занимается человек.
Время от времени у самой марсианской поверхности ровер Curiosity регистрирует скачки концентрации метана — газа, который на Земле обычно производят живые организмы. При этом со спутников в атмосфере в целом его найти не удается. Этот парадокс породил среди ученых многолетние споры о том, есть ли метан на Марсе и если да, то как ему удается вести себя так парадоксально. Объяснить это попыталась команда планетологов из NASA.
Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.
По оценкам ученых, «свободных» планет в Млечном Пути может быть в 20 раз больше, чем звезд. Так как планеты сами не светятся, разглядеть их сложно: их ищут гравилинзированием, лучше всего обнаруживающим самые массивные планеты типа Юпитера. Но вот удалось найти еще одну такую «сироту», причем не массивную с Юпитер, а земного размера. И ученые уверены, что это лишь первая находка из многих.
В норме чем больше становится видов в группе, тем острее они конкурируют между собой, что сначала замедляет возникновение новых видов, а затем ведет к вымиранию. Новая научная работа показала, что у рода Homo ситуация почему-то была обратной: чем больше видов он образовывал, тем быстрее возникали новые дополнительные. Среди позвоночных подобных примеров нет, только среди жуков на изолированных островах. Ученые выдвинули ряд гипотез, позволяющих объяснить столь удивительный результат.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
Ученые из США и Швейцарии определили четыре ключевых механизма, задействованных в трансформации личности человека. Но ни один из них не сработает без самого главного — сильного желания измениться.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии