23.01.2020
Сколтех
12 262

Придуман новый способ генерировать мощные короткие ультрафиолетовые вихри

Международная группа ученых под руководством профессора Сколтеха Сергея Рыкованова придумала способ генерировать мощные «закрученные» импульсы. Вихри, обнаруженные учеными, помогут в разработке новых материалов.

Волновой фронт импульса с орбитальным угловым моментом / ©Пресс-служба Сколтеха

Результаты исследования опубликованы в престижном журнале Nature Communications.

Известно, что электромагнитные волны переносят энергию и импульс и способны оказывать, так называемое, световое давление. Это было экспериментально продемонстрировано российским физиком Петром Лебедевым еще в 1900 году. Менее известно, что электромагнитные волны способны также переносить угловой момент, то есть могут закручивать объекты. Перенос углового момента (способности к кручению) может происходить двумя способами.

Во-первых, это эффект Садовского — появление вращательного момента при облучении вещества эллиптически или циркулярно поляризованной электромагнитной волной. Во-вторых, закручивать вещество могут электромагнитные волны с «вихревой» структурой волновых фронтов или, говоря научным языком, волны с орбитальным угловым моментом. Электромагнитные импульсы видимого или инфракрасного диапазона, обладающие такими свойствами, уже широко используются в телекоммуникациях для увеличения пропускной способности оптоволоконных систем передачи информации.

А вот в ультрафиолетовом диапазоне осуществить генерацию мощных импульсов с орбитальным угловым моментом довольно сложно, хотя это открывает новые возможности для исследования и разработки новых материалов на характерных пространственных (десятки нанометров) и временны́х (сотни аттосекунд) масштабах. Подобные визуализации материалов в высоком разрешении используются для изучения и предсказания их свойств.

Ученые из Сколковского института науки и технологий (Сколтех) совместно с коллегами из Шанхайского института оптики и точной механики (Китай) и Института Гельмгольца в Йене (Германия) предложили простой способ генерации мощных коротких импульсов ультрафиолетового диапазона с орбитальным угловым моментом.

«Полученные нами в результате математического моделирования импульсы можно назвать ультрафиолетовыми вихрями. Помимо закрученных волновых фронтов, наши импульсы обладают характерным для атомной физики временны́м масштабом – их длительность составляет всего несколько сотен аттосекунд. Для сравнения, электрон делает один «оборот» в атоме водорода как раз за время порядка сотни аттосекунд», – рассказывает профессор Сколтеха Сергей Рыкованов.

Для реалистичного трехмерного моделирования эффекта ультрафиолетовых вихрей были задействованы мощнейшие суперкомпьютеры мира и России, в частности, суперкомпьютер «Жорес», установленный в прошлом году в Сколтехе.
В настоящее время идет подготовка к экспериментальному поиску вихрей.

Ученые уверены, что генерация мощных аттосекундных ультрафиолетовых вихрей откроет новые пути в исследовании динамики движения электронов в различных материалах и конденсированных средах.