Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
31.08.2020
НИТУ «МИСиС»
1 960

Новые углеродные покрытия улучшат свойства оптоэлектроники

4.2

Российские материаловеды разработали инновационные покрытия на основе углеродных нанотрубок, которые будут применяться для оптимизации оптоэлектронных устройств, в том числе лазеров, элементов преобразователей инфракрасного излучения и жидкокристаллических дисплеев, а также для защитных покрытий.

Новые углеродные покрытия улучшат свойства оптоэлектроники / ©files.steempeak.com

Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Coatings. Известно, что оптимизировать свойства материалов можно, не только меняя их структуру и состав, но и поверхность. Один из трендов современного материаловедения — модификация поверхностей за счет напыления наночастиц.

К примеру, коллектив ученых НИТУ «МИСиС», Государственного оптического института имени Н. И. Вавилова и Санкт-Петербургского электротехнического университета (ЛЭТИ) разработал специфическое покрытие из углеродных нанотрубок на поверхности минерала фторида бария.

Модель интерфейсов: BaF2-CNT: атомная структура а) распределение плотности вблизи интерфейса; b) зависимость плотности электронов от состояния энергии интерфейса CNT/BaF2 (черная линия) и чистого BaF2 (красная линия) / ©Пресс-служба НИТУ «МИСиС»

Фтористый барий — бариевая соль плавиковой кислоты – обладает особыми уникальными свойствами — прозрачностью для разных диапазонов света, от ультрафиолетового излучения до ближнего инфракрасного. Благодаря этому, из крупных монокристаллов фторида бария изготавливают линзы и призмы для инфракрасной оптики и лазеров.

Исследователи предложили нанести на поверхность кристалла фторида бария вертикально «стоящие» углеродные нанотрубки. «После внедрения углеродных нанотрубок методом лазерно-ориентированного осаждения на поверхность фторида бария, происходит резкое изменение его свойств. В частности, такой новый материал (BaF2+УНТ) становится более прозрачным для ближнего ультрафиолетового излучения (в диапазоне длин волн от 280 до 380 нм).

BaF2 CNT4 / ©Пресс-служба НИТУ «МИСиС»

Повысились его гидрофобные качества — материал стал менее подвержен загрязнениям, а также быстрее высыхает. Более того, внедрение нанотрубок увеличило твердость фторида бария на 10 процентов. Объяснением полученных результатов может служить образование ковалентной связи между веществами», – рассказал один из соавторов разработки научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Неорганические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Дмитрий Квашнин.

По словам разработчиков, полученные результаты могут найти свое применение в области оптоэлектроники при разработке защитных покрытий для светочувствительных диодов, работающих в инфракрасном диапазоне спектра. Также новый материал может использоваться в качестве защитных элементов сложной оптоэлектроники от пыли.

Кроме этого, как отмечают ученые, тонкие подложки фторида бария с нанотрубками могут использоваться в жидкокристаллических дисплеях (в качестве элементов для выравнивания диполей жидких кристаллов) для получения скоростного переключения или преобразования инфракрасного излучения за счет изменений, полученных после внедрения нанотрубок.

Научная группа планирует продолжать сотрудничество, меняя предложенным способом физико-химические свойства других минералы. Кроме этого, в настоящее время разработчики работают над оптимизацией жидкокристаллических матриц путем добавления в них нанотрубок различного состава.