• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27 мая
Университет Лобачевского
1
4 643

Нижегородские физики разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации

4.8

Специальные алюминиевые сплавы, разработанные учеными научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) Университета Лобачевского, позволят заменить устаревшие медные провода, имеющие большой вес, и алюминиевые провода с низкой электропроводностью, которые сегодня используют в авиации.

Нижегородские физики разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации / ©Getty images

Для создания малогабаритных авиационных биметаллических проводов нижегородские ученые разработали ультрамелкозернистые алюминиевые сплавы. Высокая прочность и термостойкость обеспечена за счет введения добавок циркония, скандия или гафния.

«С помощью технологии индукционного литья мы получили алюминиевые сплавы высочайшего качества, при этом удалось значительно снизить содержание редкоземельных металлов — с семи процентов в промышленных сплавах до 0,25-0,3 процента в наших материалах. Особенно старались минимизировать содержание скандия — одного из самых дорогостоящих металлов в мире», — сообщил один из авторов исследования, заведующий лабораторией диагностики материалов НИФТИ Алексей Нохрин.

Для придания необходимых полезных свойств сплавам, они подвергались дополнительной деформации и отжигу, что приводило к выделению упрочняющих наночастиц. После этого из сплава изготавливают биметаллический провод — алюминиевую жилу диаметром 0,2-0,3 миллиметра с тонким медным покрытием.

«Сейчас мировые авиагиганты Boeing и Airbus в своих самолетах используют алюминиевые провода с нанесенными многослойными покрытиями. Например, фирма FSPone (Франция) разработала алюминиевый провод диаметром 0,13-0,16 миллиметров, который имеет серебренное или никелевое покрытие, а также медный буферный подслой. Таким образом, наша технология позволит создавать провода, не уступающие мировым аналогам», — рассказала инженер лаборатории диагностики материалов НИФТИ Яна Шадрина.

Специалисты НИФТИ ННГУ подробно изучили процессы деградации материалов биметаллических проводов: определены предельно допустимые температуры и период эксплуатации, в течение которых диффузия меди в алюминиевый провод не приводит к снижению его хрупкости. Это позволило разработать рекомендации к режимам применения этих проводов в авиации. Полученные результаты представлены в журнале Materials, входящем в первый квартиль базы WebofScience, а прикладная часть разработки защищена ноу-хау. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского - крупнейший вуз Нижегородской области. Основан 17 января 1916 года. За более чем столетнюю историю в Университете Лобачевского сложились крупные научно-исследовательские институты, научно-образовательное сотрудничество с Российской Академией наук. Вуз является ядром Нижегородского НОЦ "Платформа 2035". ННГУ развивает классические и инновационные научно-образовательные направления, такие как информационные технологии, биомедицина, киберпсихология и многие другие.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:40
Александр Березин

Открытие может иметь значение как для изучения истории Красной планеты, так и для ее будущего освоения.

Позавчера, 10:05
Ольга Иванова

Шутка о том, что женщины не полнеют, а «расширяют территорию обожания для мужчин», наверняка пришлась бы по вкусу нашим палеолитическим предкам. Недаром же они изготавливали статуэтки очень корпулентных дам. Зачем они это делали и почему некоторые из этих скульптур выражали идею «травести», сочетая в себе мужские и женские половые признаки? Naked Science задал эти вопросы старшему научному сотруднику отдела археологии каменного века Института археологии РАН, кандидату исторических наук Константину Гаврилову.

Вчера, 13:42
Василий Парфенов

Сложившаяся нынче в космонавтике ситуация интересным образом резонирует с происходившим полвека назад, когда человечество достигло невероятного — шагнуло на Луну. Участники новой космической гонки не так сильно мотивированы, да и ставки ниже, но за этим почти дружеским соревнованием наблюдать все равно интересно. Освоение космоса за пределами низкой околоземной орбиты снова стало престижной целью. Naked Science разбирается, какие шансы на ее достижение есть у российской космонавтики и почему так важно стремиться к Луне.

28 июня
Мария Азарова

Также «на всякий случай» госкорпорация по космической деятельности опубликовала координаты этих «центров» в разных странах.

27 июня
Василий Парфенов

Самцы млекопитающих, в отличие от женских особей, вырабатывают половые клетки практически всю жизнь с момента полового созревания. Нарушения сперматогенеза — один из ключевых факторов мужского бесплодия. Подробное исследование его механизмов потенциально способно улучшить жизни миллионов людей. В США ученые обнаружили ранее неизвестное свойство малоизученного энзима, благодаря которому он оказался незаменим для выработки спермы.

26 июня
Мария Азарова

Эсминец, «который сражался, словно линкор» и затонул во время боя между американцами и японцами осенью 1944 года, покоится на глубине 6895 метров в Тихом океане.

24 июня
Александр Березин

Новое видео из зоны боевых действий показывает работу систем HIMARS — колесных пусковых установок реактивной артиллерии американского производства. Впрочем, по ряду причин они не смогут оказать заметное влияние на боевые действия. Несмотря на это, их применение может привести к серьезной эскалации конфликта в ином плане.

28 июня
Мария Азарова

Также «на всякий случай» госкорпорация по космической деятельности опубликовала координаты этих «центров» в разных странах.

7 июня
Мария Азарова

Ранее научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зеленый высказал опасение, что одностороннее решение включить телескоп eROSITA на обсерватории «Спектр-РГ» не самым лучшим образом повлияет на имидж России и ее ученых за рубежом.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
0
+
Насколько нововведение облегчит вес самолета?
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: