08.11.2021
Homo Science
159

Частные полеты в космос: перспективы

4.2

Юрий Гагарин готовился к первому выходу на орбиту больше года. При том, что он уже был опытным летчиком, первый космонавт тренировался серьезнее, чем олимпийский спортсмен. 71-летнему Ричарду Брэнсону же хватило всего пяти дней перед его собственным успешным полетом в июле 2021 года. А подготовка Джеффа Безоса в его 57 лет заняла и вовсе пару дней. Оба миллиардера осваивают космическую отрасль с 2000-х годов. И они — не одиночки. Космические компании вроде Blue Origin и SpaceX уже вовсю конкурируют с мастодонтами вроде NASA и ESA, а в чем-то и обгоняют их. Рассказываем о частных полетах в космос.

Корабль Blue Origin / ©Wikimedia Commons

Больше 95 процентов всех полетов в космос совершают правительственные астронавты на кораблях, разработанных государством. C 2000-х годов стало развиваться направление, которое в США называют New Space (новый космос): в космическую отрасль пришли частные компании, которые стали предлагать свои разработки государству, коммерческим структурам или отдельным людям. Например, компания Planet Labs, основанная выходцами из NASA, производит миниатюрные фотоспутники и продает сделанные ими снимки.

Компания из Новой Зеландии RocketLab создает сверхлегкие ракеты для доставки метеоспутников — их используют погодные службы для составления своих прогнозов. Но пассажирские полеты были самым технически сложным и рискованным вызовом для частных компаний. И вот недавно этот рубеж был преодолен.
Летом 2021 года сразу два миллиардера — Ричард Брэнсон и Джефф Безос — отправились в суборбитальный полет, на высоту более 90 километров. В этой точке небо становится черным, горизонт Земли искривляется, а люди на борту испытывают невесомость. И Брэнсон, и Безос использовали корабли, разработанные собственными компаниями.

Джефф Безос и команда перед ракетой / ©Фото из инстаграм-аккаунта Blue Origin

Брэнсон сделал ставку на пилотируемый ракетоплан — это многоразовый корабль, который поднимается на высоту 14-15 километров с помощью самолета-носителя, отстыковывается и летит дальше уже на собственных реактивных двигателях.Затем он возвращается на Землю и садится на самолетную полосу. Именно с ракетопланов в США начался коммерческий космический туризм.

У Безоса была другая технология: ракета-носитель выносит пассажирскую капсулу на высоту порядка 40 километров, а затем самостоятельно приземляется на платформу. Капсула по инерции летит дальше и на несколько минут выходит в космос. Приземление капсулы обеспечивают парашюты и тормозные двигатели. Полет Безоса и его пассажиров контролировался только автоматикой — без пилотов. Оба полета прошли успешно.

Ричард Брэнсон в невесомости / ©Фото из инстаграм-аккаунта Virgin

Полеты Безоса и Брэнсона не имели никаких исследовательских целей. Они не поставили никаких рекордов, кроме возрастных. Вместе с Безосом в капсуле находилась 82-летняя Уолли Фанк — старейший астронавт в истории, и 18-летний Оливер Дэймен, которому отец купил билет на аукционе. Да и космическими оба полета могут считаться только формально. По нормам Международной авиационной федерации, граница космоса расположена на высоте 100 километров от поверхности Земли (так называемая линия Кармана), а по правилам NASA — на высоте 80,45 километров.

По международным меркам астронавтом может считаться только Безос, поднявшийся чуть выше линии Кармана. Брэнсон не дотянул всего 14 километров, но этого хватит, чтобы попасть в списки астронавтов NASA. Хотя, по некоторым расчетам, граница земной атмосферы простирается даже дальше Луны. Тем не менее, оба предпринимателя доказали — частная космонавтика может быть настолько же безопасной, как и государственная.

Сотрудники компании SpaceX, занятые в разработке корабля Dragon / ©homo-science.ru

Ставки в космической гонке только повышаются. Blue Origin Безоса планирует совершить еще два полета с пассажирами до конца 2021 года. А в 2022 году Илон Маск намерен отправить в капсуле Crew Dragon путешественников на МКС, которые проведут на орбите Земли до пяти дней. При этом Маск никогда не скрывал, что его главная мечта — Марс.

Хотя космический туризм еще долго останется развлечением для богатых (цена билета на рейс Virgin Galactic составляет 250 тысяч долларов), у него есть и очевидная польза для всех. За счет конкуренции, притока денег и специалистов освоение космоса пойдет быстрее. «Сорок лет я работал над реактивным двигателем и был уверен, что полеты на Марс начнутся лишь через многие сотни лет. Но сроки меняются», — сказал однажды Константин Циолковский. Может быть, открытие маршрута Земля-Марс мы застанем уже через несколько десятилетий?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Homo Science – просветительский проект, созданный Госкорпорацией «Росатом» специально для молодежи на Интернет-площадке homo-science.ru. Его адресаты – все, кто только начинает думать и мечтать, и те, кто не собирается прекращать этим заниматься. Цель проекта – донести академические знания из самых разных областей науки до молодой аудитории. Homo Science предоставляет медиаплощадку для блогеров-популяризаторов науки и ученых, которые готовы объяснить научные процессы понятным и доступным языком.
Вчера, 12:19
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

Позавчера, 11:11
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

Вчера, 09:00
Оксана Шолохова

Как показали американские ученые, убеждение в том, что человек работает со своими сильными сторонами, существенно влияет на успешность регуляции настроения.

Позавчера, 11:11
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

17 января
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

Вчера, 12:19
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

Позавчера, 11:11
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: