08.11.2021
Homo Science

Частные полеты в космос: перспективы

4.2

Юрий Гагарин готовился к первому выходу на орбиту больше года. При том, что он уже был опытным летчиком, первый космонавт тренировался серьезнее, чем олимпийский спортсмен. 71-летнему Ричарду Брэнсону же хватило всего пяти дней перед его собственным успешным полетом в июле 2021 года. А подготовка Джеффа Безоса в его 57 лет заняла и вовсе пару дней. Оба миллиардера осваивают космическую отрасль с 2000-х годов. И они — не одиночки. Космические компании вроде Blue Origin и SpaceX уже вовсю конкурируют с мастодонтами вроде NASA и ESA, а в чем-то и обгоняют их. Рассказываем о частных полетах в космос.

Корабль Blue Origin / ©Wikimedia Commons

Больше 95 процентов всех полетов в космос совершают правительственные астронавты на кораблях, разработанных государством. C 2000-х годов стало развиваться направление, которое в США называют New Space (новый космос): в космическую отрасль пришли частные компании, которые стали предлагать свои разработки государству, коммерческим структурам или отдельным людям. Например, компания Planet Labs, основанная выходцами из NASA, производит миниатюрные фотоспутники и продает сделанные ими снимки.

Компания из Новой Зеландии RocketLab создает сверхлегкие ракеты для доставки метеоспутников — их используют погодные службы для составления своих прогнозов. Но пассажирские полеты были самым технически сложным и рискованным вызовом для частных компаний. И вот недавно этот рубеж был преодолен.
Летом 2021 года сразу два миллиардера — Ричард Брэнсон и Джефф Безос — отправились в суборбитальный полет, на высоту более 90 километров. В этой точке небо становится черным, горизонт Земли искривляется, а люди на борту испытывают невесомость. И Брэнсон, и Безос использовали корабли, разработанные собственными компаниями.

Джефф Безос и команда перед ракетой / ©Фото из инстаграм-аккаунта Blue Origin

Брэнсон сделал ставку на пилотируемый ракетоплан — это многоразовый корабль, который поднимается на высоту 14-15 километров с помощью самолета-носителя, отстыковывается и летит дальше уже на собственных реактивных двигателях.Затем он возвращается на Землю и садится на самолетную полосу. Именно с ракетопланов в США начался коммерческий космический туризм.

У Безоса была другая технология: ракета-носитель выносит пассажирскую капсулу на высоту порядка 40 километров, а затем самостоятельно приземляется на платформу. Капсула по инерции летит дальше и на несколько минут выходит в космос. Приземление капсулы обеспечивают парашюты и тормозные двигатели. Полет Безоса и его пассажиров контролировался только автоматикой — без пилотов. Оба полета прошли успешно.

Ричард Брэнсон в невесомости / ©Фото из инстаграм-аккаунта Virgin

Полеты Безоса и Брэнсона не имели никаких исследовательских целей. Они не поставили никаких рекордов, кроме возрастных. Вместе с Безосом в капсуле находилась 82-летняя Уолли Фанк — старейший астронавт в истории, и 18-летний Оливер Дэймен, которому отец купил билет на аукционе. Да и космическими оба полета могут считаться только формально. По нормам Международной авиационной федерации, граница космоса расположена на высоте 100 километров от поверхности Земли (так называемая линия Кармана), а по правилам NASA — на высоте 80,45 километров.

По международным меркам астронавтом может считаться только Безос, поднявшийся чуть выше линии Кармана. Брэнсон не дотянул всего 14 километров, но этого хватит, чтобы попасть в списки астронавтов NASA. Хотя, по некоторым расчетам, граница земной атмосферы простирается даже дальше Луны. Тем не менее, оба предпринимателя доказали — частная космонавтика может быть настолько же безопасной, как и государственная.

Сотрудники компании SpaceX, занятые в разработке корабля Dragon / ©homo-science.ru

Ставки в космической гонке только повышаются. Blue Origin Безоса планирует совершить еще два полета с пассажирами до конца 2021 года. А в 2022 году Илон Маск намерен отправить в капсуле Crew Dragon путешественников на МКС, которые проведут на орбите Земли до пяти дней. При этом Маск никогда не скрывал, что его главная мечта — Марс.

Хотя космический туризм еще долго останется развлечением для богатых (цена билета на рейс Virgin Galactic составляет 250 тысяч долларов), у него есть и очевидная польза для всех. За счет конкуренции, притока денег и специалистов освоение космоса пойдет быстрее. «Сорок лет я работал над реактивным двигателем и был уверен, что полеты на Марс начнутся лишь через многие сотни лет. Но сроки меняются», — сказал однажды Константин Циолковский. Может быть, открытие маршрута Земля-Марс мы застанем уже через несколько десятилетий?

Homo Science – просветительский проект, созданный Госкорпорацией «Росатом» специально для молодежи на Интернет-площадке homo-science.ru. Его адресаты – все, кто только начинает думать и мечтать, и те, кто не собирается прекращать этим заниматься. Цель проекта – донести академические знания из самых разных областей науки до молодой аудитории. Homo Science предоставляет медиаплощадку для блогеров-популяризаторов науки и ученых, которые готовы объяснить научные процессы понятным и доступным языком.