• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12 апреля
НИУ ВШЭ
1 514

Белка, Стрелка, модный принт: в ВШЭ изучили, как космос и его покорение становятся источником модных тенденций

4.8

Российские модные бренды сегодня активно обращаются к истории освоения космоса в поисках идей и образов для своих коллекций. Екатерина Кулиничева, историк моды, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований спорта и автор телеграм-канала об истории спортивной моды и кроссовок «Чей туфля спортивная», изучила, как космос и его покорение становятся источником историй и образов для российской streetwear-моды.

Белка, Стрелка, модный принт: во ВШЭ изучили, как космос и его покорение становится источником модных тенденций / ©Getty images

Исследование вышло в журнале «Шаги/Steps». Подробнее — в материале IQ.HSE. Эксперты репрезентации космоса в культуре традиционно уделяют много внимания живописи, журнальным иллюстрациям, открыткам, предметному дизайну. Модную одежду и аксессуары ученые, однако, обходят вниманием, тогда как популярное знание о космосе и истории его покорения может наглядно проявлять себя в них и даже формировать космические образы через героев и истории.

Как сохраняется память о космосе в сегодняшней земной повседневности? Как и что вспоминают люди? Найти ответы на эти и другие вопросы было решено в российской streetwear-моде. Так называют категорию брендов, работа которых ассоциируется с производством определенных типов вещей (футболки, кроссовки, худи и так далее) и приемами дизайна — как техническими (например, печать на футболках или худи), так и креативными (скажем, производство социального высказывания или креативное использование образов, созданных другими художниками).

Чем интересен streetwear

Продукты streetwear-моды интересны исследователям, потому что одновременно показывают и рассказывают, прямо или метафорически визуализируют историю. Российские streetwear-бренды не становятся исключением — от них ожидают высказывания с помощью принта и текста.
Исторически streetwear-мода возникла как одежда для спорта, часть рабочей или военной формы, но со временем получила новый статус модной одежды.

Streetwear-моду также можно определять через субкультуры, которые внесли вклад в ее формирование: в этом ряду обычно упоминаются скейтеры, представители хип-хоп-сообщества, создатели граффити, калифорнийские серферы. Следующий важный критерий — просвещение, работа с памятью и прошлым, гражданский активизм streetwear-дизайнеров. Наконец, streetwear традиционно противопоставляется мейнстримной моде, его, по мнению дизайнеров и потребителей, отличают протестность, альтернативность и независимый дух.

Космос как проекция

Российская streetwear-мода постоянно интересуется космосом. Эта тема объединяет разные поколения россиян, причем от юбилеев и знаменательных дат интерес к ней не зависит: тематические коллекции выпускаются и без привязки к ним. Исторические сюжеты, например запуск первого спутника Земли, в последние годы пользуются большей популярностью, чем текущие космические проекты. И это не только российский, но и мировой тренд.

Крупные американские бренды выпустили несколько вещей или коллекций, посвященных американским космическим миссиям прошлого, прежде всего полетам на Луну. Конкуренцию лунной теме на рынке streetwear-моды смог составить только марсианский проект. Эта тема по-своему уникальна: она одновременно историческая и современная. Упоминание Марса напоминает обо всех космических миссиях прошлого, в том числе советских, целью которых была Красная планета, отражает реакцию на новые инфоповоды, связанные в первую очередь с проектами Илона Маска.

Интересно, какие именно космические герои и сюжеты встречаются в репертуаре российских брендов. Это в первую очередь Юрий Гагарин и его полет, космические собаки Белка и Стрелка, первый искусственный спутник Земли. Это самые популярные герои и события. Также встречаются ученые и конструкторы (но заметно реже), космическая архитектура, монументы и другие земные артефакты (однако они в основном связаны с теми же тремя миссиями — полетами Гагарина, Белки и Стрелки и запуском первого спутника) и образы несоветской космонавтики с отсылками к американскому космическому агентству NASA как дань глобальным трендам. Круг героев и событий, к которому регулярно обращается streetwear-мода, весьма ограничен. И не похоже, что он заметно расширяется со временем.

©Getty images

Почему так происходит? Важную роль играет экономика. Новый товар — это точка компромисса между новыми идеями дизайнеров и тем, что можно выгодно продать. Поэтому особенно в тех случаях, когда главной задачей будет максимизация прибыли, бренды, возможно, предпочтут обратиться к наиболее известным и популярным космическим героям — Гагарину, Белке и Стрелке и первому спутнику.

Многие российские streetwear-бренды стремятся на международный рынок, а Гагарин, собаки-космонавты и первый спутник — это универсальные, понятные во всем мире образы. Кроме того, Гагарин, первый спутник и первые вернувшиеся на Землю собаки имеют важный символический статус. И здесь дело, вероятно, не только в том, что все они были первыми и все эти миссии закончились хорошо, а в том, что в целом эти события хронологически относятся к концу 1950-х — началу 1960-х, периоду надежд и изменений в политике и культуре, который в популярном сознании современных россиян воспринимается скорее как позитивный, в отличие, например, от периода застоя.

Отдельная интересная группа космических образов в российской streetwear-моде — это архитектура, монументы и образцы графического дизайна, песни или стихотворения, созданные, чтобы увековечить успехи советской космонавтики. Например, в коллекциях «Кружка» использовались фотографии монумента «Спутник» (Москва, скульптор С. Я. Ковнер), изображающего символическую фигуру рабочего с моделью искусственного спутника Земли в вытянутой руке, и монумента-обелиска у московского Музея космонавтики (скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ и А. Н. Колчин). Шарф «Утро космической эры» в одной из космических коллекций того же бренда — это отсылка к названию конкретного зала в московском Музее космонавтики, посвященного запуску первого спутника.

Иконография космоса

Иконография — это показатель того, что известно о событии или как оно воспринимается сегодня, в какой контекст помещается. Streetwear-мода может становиться площадкой, где не только производится отбор, про кого или про что рассказывать современному потребителю, но и разрабатываются новые типы такой иконографии. В современной российской streetwear-моде или в коллекциях, выполненных в этой стилистике, можно выделить два основных подхода к построению космической иконографии: конвенциональный (привычный, традиционный) и экспериментальный, с новыми подходами к изображению космического.

Пример последнего: в качестве эксперимента российские бренды превращают в декоративный элемент технические описания и чертежи, отказываются от прямой лобовой изобразительности или визуализируют то, чего не было, например сводят вместе героев, которые не встречались в реальной жизни. К примеру, есть принт, где Гагарин держит на руках собаку Лайку.

©Getty images

Другой прием, которого в советское время не было, — свести в одном изображении реальных исторических личностей и персонажей популярной культуры, причем не советской, а глобальной, возникшей в других странах. Пример такого рода — принт бренда Mother Russia «Гагарин», где первый космонавт оказывается в одном пространстве с ксеноморфами, героями знаменитой кинофраншизы «Чужие». Другой пример — калужский принт «Циолковский на велосипеде».

Хотя все элементы этого изображения взяты из городской среды, картина в целом недвусмысленно напоминает знаменитую афишу фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» и конкретный эпизод из него: Циолковский летит над Калугой так же, как E.T. и его друг мальчик. Совсем свежий пример, который тот же бренд выпустил уже после завершения исследования: принт «Космонавтика, я твой отец» с очевидной отсылкой к «Звездным войнам», где Циолковский изображен в образе джедая.

В этом контексте достижения советской космонавтики и ее герои оказываются включенными в глобальное культурное наследие человечества, где Гагарин или советские космические собаки сосуществуют с «Чужим», «Инопланетянином» или, например, корги королевы Елизаветы II. Это дает возможность выйти за границы привычного взгляда на космическую гонку как часть политического противостояния СССР и Запада и бинарных оппозиций «свои — чужие».
Трансформация советского канона памяти.

Если сравнить творческие продукты современных российских брендов категории streetwear с советским каноном увековечивания космических достижений, который удалось воспроизвести по советской космической филателии, мы увидим как сходства, так и важные отличия. Часть советской иконографии покорения космоса сегодня успешно воспроизводится — как намеренно, так и непроизвольно. Часть ее, однако, из употребления уходит или трансформируется.

Например, из всех канонических типов изображений Гагарина, которые использовались в советское время, сегодня у дизайнеров моды остается популярным его портрет в космическом шлеме и скафандре, но нельзя увидеть его изображений в мундире, гражданском формальном костюме или шлеме летчика, хотя в советское время они были популярны и часто встречаются на советских марках.

С одной стороны, набор героев и упоминаемых событий оказывается более узким по сравнению с советским. С другой — типология продуктов культурного производства, которые изображают или цитируют дизайнеры в своих принтах, расширяется и теперь включает в себя не только монументальную скульптуру и мемориальную архитектуру, но и песни, поэзию, вышивки и ту же филателию. Все это — источники вдохновения для современных дизайнеров.

Образы космоса для российского streetwear становятся частью высказываний разного типа, в том числе комментариев к актуальной социальной или политической повестке или к частным жизненным ощущениям. А сама одежда, аксессуары или рекламные материалы к коллекциям сегодня стали одним из самых любопытных медиумов публичной истории (public history), который ни в коем случае нельзя обойти вниманием всем, кто таковой интересуется. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
14 мая
Василий Парфенов

Космическую компанию Илона Маска в шутку иногда называют пиротехнической — так часто ее изделия взрываются во время испытаний. Пара свежих инцидентов на тестовом полигоне в городе Макгрегор лишь подтверждают эту славу. Не успели фанаты космонавтики наладить онлайн-трансляцию из этой локации, как запечатлели сразу два взрыва подряд с промежутком всего в десятки часов.

11 часов назад
Мария Азарова

Польские исследователи впервые продемонстрировали, как три чистых нитрофенола — или их смесь, образующаяся в том числе при приготовлении шашлыка — влияют на клетки легких человека.

7 часов назад
Сергей Васильев

Биологи впервые смогли использовать метод генной модификации CRISPR для насекомых. Испытывая новый подход, они создали новые линии ГМ-жуков и тараканов.

14 мая
Василий Парфенов

Космическую компанию Илона Маска в шутку иногда называют пиротехнической — так часто ее изделия взрываются во время испытаний. Пара свежих инцидентов на тестовом полигоне в городе Макгрегор лишь подтверждают эту славу. Не успели фанаты космонавтики наладить онлайн-трансляцию из этой локации, как запечатлели сразу два взрыва подряд с промежутком всего в десятки часов.

12 мая
Мария Азарова

Авторы нового исследования проверяли, насколько выполнение второстепенного задания влияет на аргументы, которые выдвигали люди, говорящие правду или неправду.

13 мая
Алиса Гаджиева

Один из самых археологически изученных ландшафтов в мире до сих преподносит сюрпризы.

21 апреля
Александр Березин

Местные чиновники пытаются переложить ответственность за случившееся на резкое уменьшение турпотока из-за коронавируса, но цифры показывают, что ключевая проблема совсем в другом. В 2019 году на выборах в этой стране победил президент — сторонник модных зеленых идей. Вскоре там запретили продажу минеральных удобрений и двинулись к «устойчивому сельскому хозяйству». Как именно популярные «органические» идеи повлияли на еще не так давно быстро растущую местную экономику? И почему уроки шри-ланкийской трагедии могут пригодиться даже Западу и России?

26 апреля
Василий Парфенов

Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.

27 апреля
Александра Медведева

С помощью GPS-трекинга ученые проследили за перемещениями целой популяции домашних кошек в небольшом норвежском городке. Оказалось, питомцы редко уходят от дома далее 50 метров и почти не совершают длительных прогулок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: