• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.04.2022
НИУ ВШЭ
1 768

Белка, Стрелка, модный принт: в ВШЭ изучили, как космос и его покорение становятся источником модных тенденций

4.8

Российские модные бренды сегодня активно обращаются к истории освоения космоса в поисках идей и образов для своих коллекций. Екатерина Кулиничева, историк моды, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований спорта и автор телеграм-канала об истории спортивной моды и кроссовок «Чей туфля спортивная», изучила, как космос и его покорение становятся источником историй и образов для российской streetwear-моды.

Белка, Стрелка, модный принт: во ВШЭ изучили, как космос и его покорение становится источником модных тенденций / ©Getty images / Автор: Павел Сорокин

Исследование вышло в журнале «Шаги/Steps». Подробнее — в материале IQ.HSE. Эксперты репрезентации космоса в культуре традиционно уделяют много внимания живописи, журнальным иллюстрациям, открыткам, предметному дизайну. Модную одежду и аксессуары ученые, однако, обходят вниманием, тогда как популярное знание о космосе и истории его покорения может наглядно проявлять себя в них и даже формировать космические образы через героев и истории.

Как сохраняется память о космосе в сегодняшней земной повседневности? Как и что вспоминают люди? Найти ответы на эти и другие вопросы было решено в российской streetwear-моде. Так называют категорию брендов, работа которых ассоциируется с производством определенных типов вещей (футболки, кроссовки, худи и так далее) и приемами дизайна — как техническими (например, печать на футболках или худи), так и креативными (скажем, производство социального высказывания или креативное использование образов, созданных другими художниками).

Чем интересен streetwear

Продукты streetwear-моды интересны исследователям, потому что одновременно показывают и рассказывают, прямо или метафорически визуализируют историю. Российские streetwear-бренды не становятся исключением — от них ожидают высказывания с помощью принта и текста.
Исторически streetwear-мода возникла как одежда для спорта, часть рабочей или военной формы, но со временем получила новый статус модной одежды.

Streetwear-моду также можно определять через субкультуры, которые внесли вклад в ее формирование: в этом ряду обычно упоминаются скейтеры, представители хип-хоп-сообщества, создатели граффити, калифорнийские серферы. Следующий важный критерий — просвещение, работа с памятью и прошлым, гражданский активизм streetwear-дизайнеров. Наконец, streetwear традиционно противопоставляется мейнстримной моде, его, по мнению дизайнеров и потребителей, отличают протестность, альтернативность и независимый дух.

Космос как проекция

Российская streetwear-мода постоянно интересуется космосом. Эта тема объединяет разные поколения россиян, причем от юбилеев и знаменательных дат интерес к ней не зависит: тематические коллекции выпускаются и без привязки к ним. Исторические сюжеты, например запуск первого спутника Земли, в последние годы пользуются большей популярностью, чем текущие космические проекты. И это не только российский, но и мировой тренд.

Крупные американские бренды выпустили несколько вещей или коллекций, посвященных американским космическим миссиям прошлого, прежде всего полетам на Луну. Конкуренцию лунной теме на рынке streetwear-моды смог составить только марсианский проект. Эта тема по-своему уникальна: она одновременно историческая и современная. Упоминание Марса напоминает обо всех космических миссиях прошлого, в том числе советских, целью которых была Красная планета, отражает реакцию на новые инфоповоды, связанные в первую очередь с проектами Илона Маска.

Интересно, какие именно космические герои и сюжеты встречаются в репертуаре российских брендов. Это в первую очередь Юрий Гагарин и его полет, космические собаки Белка и Стрелка, первый искусственный спутник Земли. Это самые популярные герои и события. Также встречаются ученые и конструкторы (но заметно реже), космическая архитектура, монументы и другие земные артефакты (однако они в основном связаны с теми же тремя миссиями — полетами Гагарина, Белки и Стрелки и запуском первого спутника) и образы несоветской космонавтики с отсылками к американскому космическому агентству NASA как дань глобальным трендам. Круг героев и событий, к которому регулярно обращается streetwear-мода, весьма ограничен. И не похоже, что он заметно расширяется со временем.

©Getty images

Почему так происходит? Важную роль играет экономика. Новый товар — это точка компромисса между новыми идеями дизайнеров и тем, что можно выгодно продать. Поэтому особенно в тех случаях, когда главной задачей будет максимизация прибыли, бренды, возможно, предпочтут обратиться к наиболее известным и популярным космическим героям — Гагарину, Белке и Стрелке и первому спутнику.

Многие российские streetwear-бренды стремятся на международный рынок, а Гагарин, собаки-космонавты и первый спутник — это универсальные, понятные во всем мире образы. Кроме того, Гагарин, первый спутник и первые вернувшиеся на Землю собаки имеют важный символический статус. И здесь дело, вероятно, не только в том, что все они были первыми и все эти миссии закончились хорошо, а в том, что в целом эти события хронологически относятся к концу 1950-х — началу 1960-х, периоду надежд и изменений в политике и культуре, который в популярном сознании современных россиян воспринимается скорее как позитивный, в отличие, например, от периода застоя.

Отдельная интересная группа космических образов в российской streetwear-моде — это архитектура, монументы и образцы графического дизайна, песни или стихотворения, созданные, чтобы увековечить успехи советской космонавтики. Например, в коллекциях «Кружка» использовались фотографии монумента «Спутник» (Москва, скульптор С. Я. Ковнер), изображающего символическую фигуру рабочего с моделью искусственного спутника Земли в вытянутой руке, и монумента-обелиска у московского Музея космонавтики (скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ и А. Н. Колчин). Шарф «Утро космической эры» в одной из космических коллекций того же бренда — это отсылка к названию конкретного зала в московском Музее космонавтики, посвященного запуску первого спутника.

Иконография космоса

Иконография — это показатель того, что известно о событии или как оно воспринимается сегодня, в какой контекст помещается. Streetwear-мода может становиться площадкой, где не только производится отбор, про кого или про что рассказывать современному потребителю, но и разрабатываются новые типы такой иконографии. В современной российской streetwear-моде или в коллекциях, выполненных в этой стилистике, можно выделить два основных подхода к построению космической иконографии: конвенциональный (привычный, традиционный) и экспериментальный, с новыми подходами к изображению космического.

Пример последнего: в качестве эксперимента российские бренды превращают в декоративный элемент технические описания и чертежи, отказываются от прямой лобовой изобразительности или визуализируют то, чего не было, например сводят вместе героев, которые не встречались в реальной жизни. К примеру, есть принт, где Гагарин держит на руках собаку Лайку.

©Getty images

Другой прием, которого в советское время не было, — свести в одном изображении реальных исторических личностей и персонажей популярной культуры, причем не советской, а глобальной, возникшей в других странах. Пример такого рода — принт бренда Mother Russia «Гагарин», где первый космонавт оказывается в одном пространстве с ксеноморфами, героями знаменитой кинофраншизы «Чужие». Другой пример — калужский принт «Циолковский на велосипеде».

Хотя все элементы этого изображения взяты из городской среды, картина в целом недвусмысленно напоминает знаменитую афишу фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» и конкретный эпизод из него: Циолковский летит над Калугой так же, как E.T. и его друг мальчик. Совсем свежий пример, который тот же бренд выпустил уже после завершения исследования: принт «Космонавтика, я твой отец» с очевидной отсылкой к «Звездным войнам», где Циолковский изображен в образе джедая.

В этом контексте достижения советской космонавтики и ее герои оказываются включенными в глобальное культурное наследие человечества, где Гагарин или советские космические собаки сосуществуют с «Чужим», «Инопланетянином» или, например, корги королевы Елизаветы II. Это дает возможность выйти за границы привычного взгляда на космическую гонку как часть политического противостояния СССР и Запада и бинарных оппозиций «свои — чужие».
Трансформация советского канона памяти.

Если сравнить творческие продукты современных российских брендов категории streetwear с советским каноном увековечивания космических достижений, который удалось воспроизвести по советской космической филателии, мы увидим как сходства, так и важные отличия. Часть советской иконографии покорения космоса сегодня успешно воспроизводится — как намеренно, так и непроизвольно. Часть ее, однако, из употребления уходит или трансформируется.

Например, из всех канонических типов изображений Гагарина, которые использовались в советское время, сегодня у дизайнеров моды остается популярным его портрет в космическом шлеме и скафандре, но нельзя увидеть его изображений в мундире, гражданском формальном костюме или шлеме летчика, хотя в советское время они были популярны и часто встречаются на советских марках.

С одной стороны, набор героев и упоминаемых событий оказывается более узким по сравнению с советским. С другой — типология продуктов культурного производства, которые изображают или цитируют дизайнеры в своих принтах, расширяется и теперь включает в себя не только монументальную скульптуру и мемориальную архитектуру, но и песни, поэзию, вышивки и ту же филателию. Все это — источники вдохновения для современных дизайнеров.

Образы космоса для российского streetwear становятся частью высказываний разного типа, в том числе комментариев к актуальной социальной или политической повестке или к частным жизненным ощущениям. А сама одежда, аксессуары или рекламные материалы к коллекциям сегодня стали одним из самых любопытных медиумов публичной истории (public history), который ни в коем случае нельзя обойти вниманием всем, кто таковой интересуется. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Вчера, 10:00
ПНИПУ

Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.

Вчера, 11:59
Татьяна

Несмотря на то что вода практически всегда у нас на виду, процесс ее кристаллизации все еще загадочен. Известно примерно два десятка структурных разновидностей льда. Из них только одна — лед-I — образуется при обычных для Земли условиях. Японские физики выяснили, что образование льда у поверхности жидкой воды может начаться с крошечного прекурсора со структурой, похожей на «нулевой» лед.

Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно