• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.04.2022, 19:30
НИУ ВШЭ
1,8 тыс

Белка, Стрелка, модный принт: в ВШЭ изучили, как космос и его покорение становятся источником модных тенденций

❋ 4.8

Российские модные бренды сегодня активно обращаются к истории освоения космоса в поисках идей и образов для своих коллекций. Екатерина Кулиничева, историк моды, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований спорта и автор телеграм-канала об истории спортивной моды и кроссовок «Чей туфля спортивная», изучила, как космос и его покорение становятся источником историй и образов для российской streetwear-моды.

Белка, Стрелка, модный принт: во ВШЭ изучили, как космос и его покорение становится источником модных тенденций / ©Getty images / Автор: Павел Сорокин

Исследование вышло в журнале «Шаги/Steps». Подробнее — в материале IQ.HSE. Эксперты репрезентации космоса в культуре традиционно уделяют много внимания живописи, журнальным иллюстрациям, открыткам, предметному дизайну. Модную одежду и аксессуары ученые, однако, обходят вниманием, тогда как популярное знание о космосе и истории его покорения может наглядно проявлять себя в них и даже формировать космические образы через героев и истории.

Как сохраняется память о космосе в сегодняшней земной повседневности? Как и что вспоминают люди? Найти ответы на эти и другие вопросы было решено в российской streetwear-моде. Так называют категорию брендов, работа которых ассоциируется с производством определенных типов вещей (футболки, кроссовки, худи и так далее) и приемами дизайна — как техническими (например, печать на футболках или худи), так и креативными (скажем, производство социального высказывания или креативное использование образов, созданных другими художниками).

Чем интересен streetwear

Продукты streetwear-моды интересны исследователям, потому что одновременно показывают и рассказывают, прямо или метафорически визуализируют историю. Российские streetwear-бренды не становятся исключением — от них ожидают высказывания с помощью принта и текста.
Исторически streetwear-мода возникла как одежда для спорта, часть рабочей или военной формы, но со временем получила новый статус модной одежды.

Streetwear-моду также можно определять через субкультуры, которые внесли вклад в ее формирование: в этом ряду обычно упоминаются скейтеры, представители хип-хоп-сообщества, создатели граффити, калифорнийские серферы. Следующий важный критерий — просвещение, работа с памятью и прошлым, гражданский активизм streetwear-дизайнеров. Наконец, streetwear традиционно противопоставляется мейнстримной моде, его, по мнению дизайнеров и потребителей, отличают протестность, альтернативность и независимый дух.

Космос как проекция

Российская streetwear-мода постоянно интересуется космосом. Эта тема объединяет разные поколения россиян, причем от юбилеев и знаменательных дат интерес к ней не зависит: тематические коллекции выпускаются и без привязки к ним. Исторические сюжеты, например запуск первого спутника Земли, в последние годы пользуются большей популярностью, чем текущие космические проекты. И это не только российский, но и мировой тренд.

Крупные американские бренды выпустили несколько вещей или коллекций, посвященных американским космическим миссиям прошлого, прежде всего полетам на Луну. Конкуренцию лунной теме на рынке streetwear-моды смог составить только марсианский проект. Эта тема по-своему уникальна: она одновременно историческая и современная. Упоминание Марса напоминает обо всех космических миссиях прошлого, в том числе советских, целью которых была Красная планета, отражает реакцию на новые инфоповоды, связанные в первую очередь с проектами Илона Маска.

Интересно, какие именно космические герои и сюжеты встречаются в репертуаре российских брендов. Это в первую очередь Юрий Гагарин и его полет, космические собаки Белка и Стрелка, первый искусственный спутник Земли. Это самые популярные герои и события. Также встречаются ученые и конструкторы (но заметно реже), космическая архитектура, монументы и другие земные артефакты (однако они в основном связаны с теми же тремя миссиями — полетами Гагарина, Белки и Стрелки и запуском первого спутника) и образы несоветской космонавтики с отсылками к американскому космическому агентству NASA как дань глобальным трендам. Круг героев и событий, к которому регулярно обращается streetwear-мода, весьма ограничен. И не похоже, что он заметно расширяется со временем.

©Getty images

Почему так происходит? Важную роль играет экономика. Новый товар — это точка компромисса между новыми идеями дизайнеров и тем, что можно выгодно продать. Поэтому особенно в тех случаях, когда главной задачей будет максимизация прибыли, бренды, возможно, предпочтут обратиться к наиболее известным и популярным космическим героям — Гагарину, Белке и Стрелке и первому спутнику.

Многие российские streetwear-бренды стремятся на международный рынок, а Гагарин, собаки-космонавты и первый спутник — это универсальные, понятные во всем мире образы. Кроме того, Гагарин, первый спутник и первые вернувшиеся на Землю собаки имеют важный символический статус. И здесь дело, вероятно, не только в том, что все они были первыми и все эти миссии закончились хорошо, а в том, что в целом эти события хронологически относятся к концу 1950-х — началу 1960-х, периоду надежд и изменений в политике и культуре, который в популярном сознании современных россиян воспринимается скорее как позитивный, в отличие, например, от периода застоя.

Отдельная интересная группа космических образов в российской streetwear-моде — это архитектура, монументы и образцы графического дизайна, песни или стихотворения, созданные, чтобы увековечить успехи советской космонавтики. Например, в коллекциях «Кружка» использовались фотографии монумента «Спутник» (Москва, скульптор С. Я. Ковнер), изображающего символическую фигуру рабочего с моделью искусственного спутника Земли в вытянутой руке, и монумента-обелиска у московского Музея космонавтики (скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ и А. Н. Колчин). Шарф «Утро космической эры» в одной из космических коллекций того же бренда — это отсылка к названию конкретного зала в московском Музее космонавтики, посвященного запуску первого спутника.

Иконография космоса

Иконография — это показатель того, что известно о событии или как оно воспринимается сегодня, в какой контекст помещается. Streetwear-мода может становиться площадкой, где не только производится отбор, про кого или про что рассказывать современному потребителю, но и разрабатываются новые типы такой иконографии. В современной российской streetwear-моде или в коллекциях, выполненных в этой стилистике, можно выделить два основных подхода к построению космической иконографии: конвенциональный (привычный, традиционный) и экспериментальный, с новыми подходами к изображению космического.

Пример последнего: в качестве эксперимента российские бренды превращают в декоративный элемент технические описания и чертежи, отказываются от прямой лобовой изобразительности или визуализируют то, чего не было, например сводят вместе героев, которые не встречались в реальной жизни. К примеру, есть принт, где Гагарин держит на руках собаку Лайку.

©Getty images

Другой прием, которого в советское время не было, — свести в одном изображении реальных исторических личностей и персонажей популярной культуры, причем не советской, а глобальной, возникшей в других странах. Пример такого рода — принт бренда Mother Russia «Гагарин», где первый космонавт оказывается в одном пространстве с ксеноморфами, героями знаменитой кинофраншизы «Чужие». Другой пример — калужский принт «Циолковский на велосипеде».

Хотя все элементы этого изображения взяты из городской среды, картина в целом недвусмысленно напоминает знаменитую афишу фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» и конкретный эпизод из него: Циолковский летит над Калугой так же, как E.T. и его друг мальчик. Совсем свежий пример, который тот же бренд выпустил уже после завершения исследования: принт «Космонавтика, я твой отец» с очевидной отсылкой к «Звездным войнам», где Циолковский изображен в образе джедая.

В этом контексте достижения советской космонавтики и ее герои оказываются включенными в глобальное культурное наследие человечества, где Гагарин или советские космические собаки сосуществуют с «Чужим», «Инопланетянином» или, например, корги королевы Елизаветы II. Это дает возможность выйти за границы привычного взгляда на космическую гонку как часть политического противостояния СССР и Запада и бинарных оппозиций «свои — чужие».
Трансформация советского канона памяти.

Если сравнить творческие продукты современных российских брендов категории streetwear с советским каноном увековечивания космических достижений, который удалось воспроизвести по советской космической филателии, мы увидим как сходства, так и важные отличия. Часть советской иконографии покорения космоса сегодня успешно воспроизводится — как намеренно, так и непроизвольно. Часть ее, однако, из употребления уходит или трансформируется.

Например, из всех канонических типов изображений Гагарина, которые использовались в советское время, сегодня у дизайнеров моды остается популярным его портрет в космическом шлеме и скафандре, но нельзя увидеть его изображений в мундире, гражданском формальном костюме или шлеме летчика, хотя в советское время они были популярны и часто встречаются на советских марках.

С одной стороны, набор героев и упоминаемых событий оказывается более узким по сравнению с советским. С другой — типология продуктов культурного производства, которые изображают или цитируют дизайнеры в своих принтах, расширяется и теперь включает в себя не только монументальную скульптуру и мемориальную архитектуру, но и песни, поэзию, вышивки и ту же филателию. Все это — источники вдохновения для современных дизайнеров.

Образы космоса для российского streetwear становятся частью высказываний разного типа, в том числе комментариев к актуальной социальной или политической повестке или к частным жизненным ощущениям. А сама одежда, аксессуары или рекламные материалы к коллекциям сегодня стали одним из самых любопытных медиумов публичной истории (public history), который ни в коем случае нельзя обойти вниманием всем, кто таковой интересуется. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 ноября, 10:10
Любовь С.

Наблюдая за сверхновой 2024 ggi спустя всего 26 часов после вспышки, астрономы напрямую определили форму ударной волны в момент ее прорыва из звезды. Открытие позволит уточнить механизмы гибели массивных светил и может привести к пересмотру существующих моделей возникновения сверхновых.

14 ноября, 11:27
Илья Гриднев

На уникальных древнеримских стеклянных сосудах обнаружили тайные знаки, которые оказались клеймами ремесленных мастерских. Эти символы, ранее считавшиеся простым украшением, раскрыли, как работали античные мастера, и помогли доказать существование аналогов современных брендов почти две тысячи лет назад.

13 ноября, 17:09
ФизТех

Ученые из МФТИ и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» создали первую в своем роде полную классификацию конических сингулярностей в геометрии Минковского. Это фундаментальное достижение в математической физике заполняет пробел, существовавший в общей теории относительности более 60 лет.

12 ноября, 10:47
Максим Абдулаев

Ученые открыли новый, ранее неизвестный способ передвижения бактерий по поверхностям, для которого не нужны жгутики. Эти микроорганизмы на краю колонии переваривают сахара, выделяют метаболиты и создают осмотическое давление. Оно вызывает микроскопическое «цунами», и на нем бактерии катятся вперед.

9 ноября, 15:00
Анатолий Глянцев

Недавно интернет взорвался заголовками: «Симуляция Вселенной невозможна», «Новое исследование полностью опровергает теорию симуляции». Поводом стала статья, авторы которой вознамерились доказать, что мы не живем внутри компьютера. Naked Science объясняет, что не так с этой новостью и можно ли на самом деле доказать, что «матрицы не существует».

12 ноября, 13:08
Александр Березин

Термояд начнет вырабатывать электричество через 20 лет — так говорили с 1950-х, но этого все так и не происходит. Почему? В чем принципиальные сложности на этом пути? Чего добивается «Росатом» в проекте ИТЭР и почему параллельно уже начал работу по российскому термоядерному реактору ТРТ? Руководитель проектного офиса по управляемому термоядерному синтезу «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом» Андрей Аникеев ответил на наши вопросы.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

8 ноября, 18:29
Адель Романова

По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно