16.07.2020
Мария Кривоченко
1 537

Ученые опровергли связь седины с возрастом у шимпанзе

Шимпанзе седеют примерно до середины жизни, но потом количество обесцвеченных волос в их шерсти перестает увеличиваться — значит, определить возраст животного по седине, как у людей, невозможно. Это открытие показывает, что седина появилась у предков человека уже после того, как они отделились от других приматов.

Шимпанзе / © evlamp

Седина — один из важных фенотипических маркеров старения человека. Как минимум у половины людей старше 50 лет 50% волос на голове — седые. По мнению ученых, на то, как рано начинает седеть человек и как быстро его волосы становятся полностью белыми, влияет происхождение.

Ученым мало известно об эволюции этого процесса. Изменение окраски у животных показало, что цвет шерсти зависит от сексуальной активности, идентификации в группе и необходимости регулировать температуру тела. Несмотря на гипотезу о том, что некоторые естественные популяции млекопитающих могут седеть так же, как люди, данных для сравнения пока недостаточно. Существуют доказательства того, что лабораторные или домашние животные седеют с возрастом, но это, скорее всего, происходит из-за сильного стресса, а не возраста.

Чтобы понять, является ли изменение пигментации волос с возрастом отличительной чертой людей, ученые проанализировали, как седеют шимпанзе — одни из ближайших наших родственников. Группа из Университета Джорджа Вашингтона в США проанализировала 145 фотографий животных возрастом от одного года до 60 лет. Они принадлежали к двум подвидам — западному (Pan troglodytes verus) и восточному (Pan troglodytes schweinfurthii) — и жили в разных условиях: одни в вольерах, другие — в заповедниках. Результаты опубликованы в журнале PLOS One.

Частота поседения волос на лице после середины жизни у (а) шимпанзе и (Б) человека / © PLOS One

«Люди седеют очень предсказуемо, а у шимпанзе картина совершенно другая. Как правило, их шерсть со временем приобретает слегка пепельную окраску, но полностью они никогда не седеют. Из-за этого мы не можем определить их возраст по цвету шерсти”, — говорит приматолог Элизабет Тапанес, один из авторов работы.

Данные показали, что волосы на голове и лице шимпанзе обычно седеют до середины жизни (примерно до 30 лет), но потом этот процесс останавливается. Цвет шерсти для них не служит сигналом о старости. В лучшем случае седина на лице у шимпанзе может быть использована только для обозначения возраста, в котором была достигнута средняя продолжительность жизни.

Изменение пигментации волос похоже на человеческое, но если люди могут поседеть на 100%, то приматы примерно на 59%, причем у старых представителей этот показатель ниже, чем у молодых. Плюс шимпанзе никогда не седеют полностью. Возможно, темная шерсть нужна им еще для терморегуляции и идентификации в группе. Окраска отдельных особей также может зависеть от случайных мутаций в ДНК или пережитого сильного стресса.

Такие различия говорят о том, что седые волосы как показатель возраста появились у людей после их отделения от других высших приматов, примерно пять-восемь миллионов лет назад. Дальнейшие исследования помогут объяснить, когда и как начал седеть человек.