СМИ: в России планируют трансплантировать органы генетически модифицированных животных человеку

Российские ученые и китайские организации подписали соглашение о совместном проекте на Третьем заседании Координационной комиссии по инновационному сотрудничеству и форуме «Инвестиции в инновации».

Химера человека и свиньи

Ученые из Московского физико-технического института и китайские исследователи подписали в Шанхае контракт на проведение совместной работы: они планируют выводить генетически модифицированных животных, в которых будут выращивать органы для последующей пересадки их человеку. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на заведующего лабораторией геномной инженерии МФТИ Павла Волчкова.

Как заявил ученый, МФТИ будет сотрудничать с компанией Clonorgan, Институтом ветеринарии и животноводства Китайской академии наук, а также с представителями городов Чунцин и Ченду. Китайские инвесторы уже точно намерены вложить в это исследование семь миллионов долларов, а если проект будет успешным — еще десятки миллионов.

По словам Волчкова, российские специалисты научились выводить трансгенных животных и создали более десяти линий свиней — носителей определенных геномных модификаций. Теперь они будут работать над тем, чтобы органы или ткани, выращенные в животных, прижились бы в человеческом организме после ксенотрансплантации. Также в планах — опыты с приматами.

«Нам важно избежать при пересадке сверхбыстрой реакции отторжения. В дальнейшем можно будет вырастить орган, состоящий из человеческих тканей, внутри тела животного. Такая технология называется бластоцистной комплиментацией. Причем применять ее можно персонализировано: с использованием клеток конкретного пациента, что сделает риск отторжения минимальным», — объяснил Волчков.

Помимо этого, поначалу на таких животных намерены тестировать препараты от вируса иммунодефицита человека и рака: так, можно вырастить часть печени человека у генетически модифицированной свиньи и испытывать на ней лекарство от цирроза, рассказали сотрудники лаборатории.

Подобные технологии могут стать доступны в течение пяти-десяти лет. В ближайшей перспективе речь пойдет о выращивании не только печени, но и поджелудочной железы, селезенки и эндокринных желез. Если все пойдет по плану, то потом, говорят российские специалисты, можно будет выращивать в животных костный мозг и пересаживать его человеку.

Накануне американские специалисты заявили, что кожу генетически модифицированной свиньи впервые применили для лечения ожогов у человека.