08.02.2023
Александра Медведева
4 368

Убивающее грибки вещество назвали в честь Киану Ривза

4.5

Бактерии рода Pseudomonas производят натуральное противоинфекционное вещество, которое оказалось эффективным против грибков растений и даже некоторых паразитов человека. Липопептид, получивший название «кианумицин» в честь актера Киану Ривза, может стать безопасным заменителем химических пестицидов.

© Harikumar Suma/Leibniz-HKI / Автор: Артем Фомин

Ученые из Института Лейбница (Германия) открыли сильнодействующее противоинфекционное вещество, которое производят бактерии рода Pseudomonas. Молекула, относящаяся к липопептидам, получила название «кианумицин» — в честь канадского актера Киану Ривза. В экспериментах кианумицин оказался крайне эффективным против грибка-вредителя растений Botrytis cinerea, вызывающего серую гниль и ежегодно приводящего к огромным потерям урожая, поражая более 200 видов различных овощей и фруктов.

Кроме того, кианумицин уничтожал опасный для людей грибок Candida albicans. Вещество оказалось безвредным для клеток растений и человека, поэтому может стать безопасной альтернативой химическим пестицидам и войти в состав лекарств против резистентных к терапии грибков человека. Ведь многие патогенные для человека грибы на сегодня выработали устойчивость к препаратам, которые широко используются в сельском хозяйстве. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of the American Chemical Society.

Исследование Pseudomonas не было случайным: ученые знали, что многие из этих бактерий токсичны для охотящихся на них амеб. При более подробном анализе исследователи обнаружили в геноме Pseudomonas гены биосинтеза кианумицинов.

Авторы также подозревали, что кианумицины могут уничтожать грибы. И действительно, они оказались эффективны против серой гнили. Более того, даже культуральной жидкости, которая больше не содержала бактериальных клеток, было достаточно, чтобы значительно подавить рост грибка.

Ученые также протестировали кианумицин против различных грибков, поражающих человека. Оказалось, он значительно замедляет рост Candida albicans. Таким образом, кианумицин можно было бы использовать и для лечения людей. Вероятно, он не обладает высокой токсичностью для клеток человека и даже в очень низких концентрациях эффективен против грибков. Это делает его хорошим кандидатом для фармацевтической разработки новых противогрибковых средств.