Переход гоминид к прямохождению связали с взрывом сверхновой — Naked Science
Васильев1 Сергей

Переход гоминид к прямохождению связали с взрывом сверхновой

Вспышка далекой сверхновой могла стимулировать появление молний в земной атмосфере и привести к пожарам, которые расчистили пространство саванны и заставили предков человека подняться на две ноги.

savanna0

Между 7 и 8 миллионами лет назад на Земле началось потепление. Масштабные пожары резко сократили площадь лесов, так что нашим далеким предкам пришлось «слезть с деревьев», выпрямиться и начать осваиваться в новой экосистеме саванны. Возможно, причиной этих ключевых для истории нашего вида процессов стали взрывы далеких сверхновых. Об этом Эдриан Мелотт (Adrian Melott) и Брайан Томас (Brian Thomas) пишут в статье, готовящейся к публикации в The Journal of Geology.

Предполагается, что первыми гоминидами, перешедшими к прямохождению, были сахелантропы, останки которых датированы возрастом почти 7 миллионов лет. Предполагается, что сокращение лесов, заставившее их перебраться в саванну, было вызвано грозами и пожарами. Однако авторы новой работы использовали более близкие палеонтологические свидетельства, показав, что Земля в то далекое время испытала воздействие одной или нескольких сверхновых, пик которого пришелся примерно на 2,6 миллиона лет назад.

Выброшенные взрывом потоки космических частиц и излучения могли проникать далеко в атмосферу Земли, вызывая ее ионизацию (ученые подсчитали, что сверхновая, вспыхнувшая на расстоянии 164 световых лет, может привести к 50-кратному скачку содержания ионов в воздухе). Этот процесс должен был привести к увеличению и числа оторванных от атомов свободных электронов, что, в свою очередь, ведет к накоплению зарядов и их сбросу — в виде молний. Именно такая цепочка событий, считают Мелотт и Томас, могла привести к распространению лесных пожаров и в итоге к появлению бипедальных приматов — предков современных людей.

Подтвердить или опровергнуть эти расчеты должны новые исследования. Содержание в древних породах железа-60 — обычного следа сверхновых — не слишком подходит для столь далеких событий. Однако существуют и другие изотопы, которые можно попытаться найти в образцах возрастом 7-8 миллионов лет. Возможно, они подтвердят, что триггер важнейших изменений в жизни наших предков действительно находился далеко в космосе.