Опасная эпидемия бананов добралась до Южной Америки — Naked Science

Опасная эпидемия бананов добралась до Южной Америки

Из-за распространения эпидемии паразитического гриба по Латинской Америке эксперты опасаются мирового роста цен на бананы.

banana0

Четыре банановые плантации помещены на карантин из-за распространения фузариоза — об этом объявил Колумбийский институт сельского хозяйства (ICA). Поразившие растения паразитические грибы Fusarium тропического штамма TR4 уже распространились по всей Азии, опустошая целые регионы выращивания банановой пальмы.

Недаром к сообщениям из Колумбии с огромным вниманием отнеслись соседние латиноамериканские страны. Для Коста-Рики и Гватемалы бананы являются важным экспортным ресурсом, а Эквадор — и вовсе глобальный лидер по их производству. ScienceNow сообщает, что массовая гибель пальм здесь способна привести к скачкам цен на бананы во всем мире.

TR4 — «новая версия» знаменитой «панамской болезни», которая в середине ХХ века уничтожила самый популярный ранее сорт бананов «Грос-Мишель» и привел к замене его на более-менее устойчивый «Кавендиш», выращиваемый сегодня. Однако за прошедшие десятилетия грибки смогли адаптироваться и начать распространение среди этих растений. Впервые болезнь была замечена в Индонезии еще в 1960-х и с тех пор распространяется нарастающими темпами. Ученые активно работают над новыми устойчивыми формами, а тем временем в 2013 году фузариоз поразил плантации на Ближнем Востоке, в 2015-м — появился в Африке и Индии.

Летом 2019 года TR4 был зарегистрирован в глобальном центре выращивания бананов — в Латинской Америке. По сообщению ICA, еще в июне, сразу после обнаружения, четыре плантации были закрыты, а зараженные растения на них — сожжены. В окрестностях открыты контрольные пункты, при проходе через которые производится дезинфекция одежды и транспорта. Тщательный мониторинг ситуации проводится на площади порядка 1100 гектаров.

Образцы пораженных растений отправлены в крупнейший центр изучения фузариоза — в нидерландский Вагенингенский университет, ученые которого проведут детальное исследование новой вспышки. Возможно, эта работа укажет, откуда болезнь прибыла в Америку, и позволит лучше разобраться в механизмах распространения инфекции: грибы вполне способны сохраняться не только на самих растениях, но и на сельскохозяйственной технике и контейнерах для перевозки.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.