19.05.2021

Муравьиный запах поможет созданию репеллента от пауков

5.2

Биологи продемонстрировали, что рыжие муравьи-мирмики оставляют химический след, который отпугивает разные виды пауков.

©Pentti Ketola, iNaturalist

Ученые заметили, что многие виды североамериканских пауков не устраивают свои сети в местах, где ранее жили рыжие муравьи Myrmica rubra. Эти распространенные и агрессивные насекомые нередко кормятся паукообразными, и те, по-видимому, распознают определенные химические сигналы, которые оставляют муравьи, стараясь их избегать. Такие вещества могут стать основой новых «натуральных» репеллентов для отпугивания пауков. Об этом ученые пишут в новой статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.

В подавляющем большинстве случаев пауки, с которыми мы имеем дело в жизни, совершенно безвредны. Тем не менее страх перед этими животными распространен исключительно широко: арахнофобия — один из древнейших страхов человечества. Ну а жители тропических регионов действительно не застрахованы от встречи с по-настоящему опасными пауками. Однако, если существуют средства для защиты от назойливых насекомых, «паучьих» репеллентов пока не создали.

Такую надежду дает новая работа, проведенная Андреасом Фишером (Andreas Fischer) и его коллегами из канадского Университета Саймона Фрезера. Обратив внимание на то, что многие пауки избегают бывших гнезд мирмик, ученые поставили несложный лабораторный эксперимент. Паукам разных видов, включая крайне ядовитых черных вдов Latrodectus hesperus, предоставляли возможность выбрать один из трех пустых контейнеров, в одном из которых прежде находились муравьи. Это «помещение» пауки избегали.

Поскольку сам контейнер был пустым, ученые заключили, что муравьи M. rubra оставили в нем химический след, который паукообразные стараются избегать. Теперь авторы исследования собираются выяснить природу этого запаха, определить его действующее вещество. Возможно, оно и поможет созданию первых «паучьих» репеллентов.