08.08.2023
Мария А.
2 379

Эксперимент показал, какие собаки выглядят более экспрессивными в общении с людьми

3.6

Ученые подчеркнули: поскольку собаки все больше интегрируются в человеческое общество, важно понимать, как они общаются с нами и как мы можем лучше общаться с ними.

Собака
Собаки приобрели поведенческие и анатомические черты, которые способствуют успешному взаимодействию с людьми / © Unsplash / Автор: Никита Тарасов

Ветеринары из Политехнического института и университета штата Вирджиния вместе с антропологами из Университета Джорджа Вашингтона в Колумбии и сотрудниками кафедры эволюционной биологии человека Гарвардского университета в Кембридже (США) проверили, как внешний вид собак, в частности окрас и отметины на мордах, влияют на их выразительность с точки зрения людей. Исследование опубликовано в журнале Animals.

«Собаки удивительно социально ориентированы к людям, обращают внимание на наши сигналы, речь, легко обучаются выполнять различные задачи (например, пасти скот, определять запахи, участвовать в спасательных операциях и так далее). Исследования генетических основ таких способностей показали, что эти признаки наследуются породами и группами. <…> Тем не менее остаются значительные пробелы в знаниях о том, как и почему собаки пришли к своему нынешнему состоянию. Это ставит нас в невыгодное положение в понимании роли важного персонажа в нашей собственной эволюционной истории. И все же ответы на некоторые вопросы могут „смотреть“ нам в лицо», — рассказали ученые.

По мнению авторов работы, одним из ключей к тому, чтобы понимать собак лучше — так, как они понимают нас, может быть изучение отметин на их мордах. В эксперименте участвовали люди-добровольцы из Северной Америки или Европы и их собаки — 11 рабочих, семь тоев, семь терьеров, 24 спортивные, девять неспортивных, 16 пастушьих, шесть гончих и 23 дворняжки/метиса. Всего — 103 питомца, средний возраст которых составил 5,2 года.

Владельцы животных прошли небольшой опрос, сфотографировали морды своих собак и записали с ними по четыре 30-секундных видео (в состоянии покоя; во время зрительного контакта; во время зрительного контакта, пока хозяин смотрит на собаку и говорит нейтральным тоном, дважды медленно повторяя незнакомую фразу о древних египтянах; во время зрительного контакта, но владелец смотрит на питомца и говорит нормальным либо слегка взволнованным тоном, используя слова и/или фразы, знакомые собаке).

Чтобы оценить «сложность» фенотипа животного и присвоить соответствующий балл, каждую морду анализировали, учитывая ее окрас и отметины. Оценку также проводили незнакомые люди.

Черты морды собаки, которые влияли на общую оценку, включали как окрас, так и отметины / © Animals

Такие факторы, как пол, наличие бровей и происхождение, не влияли на предварительные результаты, поэтому впоследствии их исключили из анализа.

«Это исследование показало, что отметины и окрас морды собак так же влияют на восприятие выражений их морд, как и отметины на мордах приматов: более простые воспринимаются более выразительными», — сообщили ученые.

Среди возрастных групп зрелые — в возрасте от двух до семи лет — питомцы казались более экспрессивными, чем пожилые. Также на это влияли дрессированность либо «опыт работы». Особенно важным для межвидового общения было то, что, слыша знакомые слова и привычный тон голоса хозяина, собаки демонстрировали более «целостную» мимику (она равномерно затрагивала разные части морды), нежели когда им говорили незнакомые фразы и взволнованным тоном. Хозяева, в свою очередь, точнее оценивали экспрессивность своего любимца, если он имел более «простой фенотип».

Исследователи подчеркнули, что их результаты важно учитывать, ведь отношения между человеком и собакой продолжают развиваться как с точки зрения эволюции, так и особенно в контексте дрессировки и благополучия этих питомцев.

«Нужно думать об этом с точки зрения социального обеспечения, или собак в приютах, или рабочих и служебных животных, или взаимодействия с собаками в вашем районе. Зная, что собаки пытаются сказать нам и что они могут мыслить, чувствовать, мы можем улучшить как их жизнь, так и нашу рядом с ними», — подытожила Кортни Л. Секстон, ведущий автор исследования.