Какие профессии востребованы сегодня?
26 мая
Анна Новиковская
1 480

Галки определяют время массового взлета галдежом

3.0

Иногда можно увидеть, как на рассвете крупные стаи галок единовременно поднимаются на крыло, перед этим в течение некоторого времени оглушительно крича. Теперь ученые выяснили, что птицы принимают решение о вылете, крича: как только интенсивность криков достигает порога, птицы поднимаются на крыло.

В жизни этих общительных птиц звуковая коммуникация играет огромную роль / ©pixabay.com

Синхронизация действий с сородичами играет большую роль в жизни многих животных: это помогает избегать нападений хищников, обмениваться важной социальной информацией и находить наиболее привлекательные источники пищи. Чтобы постоянно оставаться вместе, животным приходится каким-то образом договариваться о том, когда и куда двигаться.

Известно, что некоторые животные могут принимать решения с помощью криков, добиваясь консенсуса. Такое поведение отмечалось в роях медоносных пчел (Apis mellifera), стаях африканских диких собак (Lycaon pictus) и семейных группах лемуров Eulemur rufifrons. Большинство подобных случаев не проходили экспериментальную проверку: исследователи ограничивались наблюдениями за животными, но не пытались повлиять на их поведение с помощью, к примеру, звукозаписей.

Группа ученых из Великобритании, Швеции и Испании решила выяснить, как принимают решение об отлете галки (Corvus monedula) — высокосоциальные врановые птицы. Для этого исследователи провели видеосъемки и записи голосов галок с шести крупных зимних насестов (мест, где птицы проводят ночь) численностью от 160 до 1470 особей. Вокализацию оценивали количественно, а особое внимание уделяли времени перед вылетом.

Оказалось, в некоторых насестах вылет происходил неравномерно, небольшими группами из пары десятков птиц. Но в большинстве почти все галки поднимались на крыло в течение примерно четырех секунд, при этом взлетевшие птицы оставались вместе, формируя плотную стаю. Они начинали громко кричать примерно за полтора-два часа до восхода солнца и где-то за 45 минут до него решали взлетать: это связано с тем, что зимние дни коротки, поэтому дневным птицам нужно максимально эффективно использовать светлые часы.

Галки на зимнем насесте (А); повышение интенсивности криков перед массовым вылетом (В); вылет происходит тем быстрее, чем интенсивнее кричат птицы (С); громкость криков провоцирует вылет больших групп птиц (D); воспроизведение звукозаписи с криками провоцирует более ранние массовые вылеты, чего не наблюдается в случае использования звуков ветра и отсутствии звукозаписи / ©10.1016/j.cub.2022.04.032

В течение часа перед вылетом галки кричали особенно громко, и чем громче — тем раньше они поднимались на крыло. Особенной интенсивности вопли достигали в последнюю минуту перед вылетом, которая во многом определяла число одновременно взлетающих птиц. Не вполне понятно, как именно достигается это решение: возможно, галки принимают его методом кворума, когда коллективные действия запускаются по достижении минимального «порога кворума». Также нельзя исключать, что громкие крики лишь «подготавливают» птиц, после чего любая мелочь — например, шевеление в ветвях дерева или движение человека — может спровоцировать их на взлет.

Ученые провели эксперименты, воспроизводя записи криков галок перед вылетом: их интересовало, смогут ли «искусственные голоса» приблизить время вылета галок в сравнении с обычным. Как оказалось, смогли: в наблюдаемом насесте после воспроизведения звукозаписи вылет птиц произошел почти на семь минут раньше обычного, тогда как при контрольном воспроизведении звукозаписи ветра подобного эффекта не наблюдалось. Эти эксперименты показали, что галки действительно реагируют на количество голосов сородичей, а не просто на усиление шума вокруг. Ранее подобные результаты экспериментально получали только на пчелах и сурикатах (Suricata suricatta).

У африканских сурикатов принятие решений (например, о смене участка кормежки) тоже зависит от кворума: как только число особей, присоединяющихся к хору, достигает порога, вся группа снимается с места / ©ru.wikipedia.org

Видимо, криками галки эффективно сигнализируют о своей готовности взлететь, и как только достигается некий «порог», вся стая одновременно поднимается в воздух. Новое исследование не только уточняет способы коммуникации среди врановых птиц, но и предоставляет важные сведения о механизмах, лежащих в основе массовых перемещений крупных групп животных в естественных условиях.

Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.