Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
30 сентября
3 597

Зонд Juno пролетел над спутником Юпитера Европой и снял ее с близкого расстояния

5.2

Juno стал третьим в истории космическим аппаратом, который пролетел ниже 500 километров над поверхностью Европы. Ему не хватило совсем немного, чтобы установить рекорд, зато данные проведенных измерений и съемок пригодятся для запланированной высадки на спутник.

Европа на снимке Galileo, с расстояния 680 тысяч километров
Европа на снимке Galileo, с расстояния 680 тысяч километров / ©NASA, JPL, DLR

Межпланетная станция Juno («Юнона») была запущена в 2011 году для исследования Юпитера, куда она прибыла пять лет спустя. В 2021-м аппарат завершил свою основную миссию и был переориентирован на новые исследования, включая пролеты над некоторыми крупными спутниками газового гиганта. Запланированное сближение со спутником Европой состоялось 29 сентября, о чем рассказывается в сообщении пресс-службы NASA.

Европа — наименьший из четырех галилеевых спутников Юпитера. Ее поверхность состоит из гладкого льда, испещренного трещинами. Предполагается, что под ним скрывается целый океан воды, который подогревается приливными силами, возникающими при движении спутника в гравитационном поле гигантской планеты. Подледный океан Европы считается едва ли не самым подходящим местом для жизни во всей Солнечной системе, помимо Земли. К ней планируют новые миссии для поисков возможных следов местных микроорганизмов.

Перейдя от основной миссии к дополнительной, Juno плавно меняет свою орбиту вокруг Юпитера / ©NASA, JPL-Caltech, SwRI

До сих пор лишь два космических аппарата приближались к Европе ближе 500 километров. Рекорд удерживает зонд Galileo, который в 2000 году снижался до 351, однако новый пролет был лишь ненамного выше — 352 километра. Juno пронесся над спутником на скорости 23,6 километра в секунду и в течение двух часов сближения вел наблюдения, которые помогут лучше понять состав поверхности и внутреннюю структуру Европы, ее взаимодействия с магнитным полем Юпитера.

Работа началась еще тогда, когда зонд находился более чем в 83 тысячах километров от спутника. Бортовые инструменты регистрировали частицы потоков плазмы, движущихся вокруг Европы под влиянием магнитного поля планеты. Были проведены измерения ионосферы, температуры и состава ледяной коры спутника, признаков выброса воды в районе его южного полюса. Параллельно аппарат вел съемку камерой JunoCam. Присланные им необработанные изображения выложены в публичный доступ.

Эти данные обязательно пригодятся для подготовки миссии Europa Clipper, которая должна стартовать в 2024 году и отправится непосредственно на спутник Юпитера. По плану, она будет включать орбитальный аппарат и посадочный модуль, который проведет поиски следов возможной жизни прямо на ледяной поверхности Европы. Тем временем сам Juno продолжает работы в рамках расширенной миссии. В 2023-2024 годах аппарат совершит сближения с другим галилеевым спутником, вулканическим Ио.