Уникальное трио планет поможет решить загадку образования «суперземель» — Naked Science

Уникальное трио планет поможет решить загадку образования «суперземель»

Система TOI-270 включает объекты на границе между каменистыми и газовыми планетами — возможно, они позволят разобраться, где и почему проходит эта граница.

planets0

Космический телескоп TESS работает на орбите уже около года и обнаружил три крайне интересные экзопланеты. Находятся они в 73 световых годах от нас, в системе TOI-270, и в нашей Солнечной системе планет подобного размера — крупнее каменистой Земли, но меньше газового Нептуна — нет. Вопрос о том, где именно проходит граница между «мини-нептунами» и «суперземлями», отчего в одних случаях появляются небольшие газовые планеты, а в других — крупные каменистые, остается открытым, и новые наблюдения системы TOI-270 способны помочь решить эту проблему.

За время своей работы TESS обнаружил более 900 объектов-кандидатов: подтвердить, что это экзопланеты, должны дальнейшие наблюдения, пока они проделаны для 24 подтвержденных планет. И среди них особенно любопытной «естественной лабораторией» смотрится тесная система из трех планет TOI-270. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Согласно одной из теорий, образование «суперземель» и «мини-нептунов» протекает одинаково и разделяется лишь на финальных этапах, когда звездный ветер может «сдувать» большую часть атмосферы некоторых планет, оставляя каменистые тела. С другой стороны, среди тысяч известных экзопланет практически нет объектов радиусом в 1,5-2 радиуса Земли: это может указывать на границу, разделяющую два типа планет.

В самом деле, в системе TOI-270 есть одна планета (предположительно, «суперземля») радиусом в 1,25 от земного и два возможных «мини-нептуна» радиусами в 2,13 и 2,42 от земного — как раз по границам этого промежутка. Вдобавок их материнская звезда достаточно яркая, что облегчает наблюдения. И, если новые исследования покажут, что состав всех трех планет близок, то, скорее всего, сформировались они действительно в ходе одинаковых процессов. Однако, возможно, «суперземля» будет отличаться от газовых соседок, указывая на другие пути образования.

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon приводнился в Атлантическом океане, у побережья Флориды. Это приблизило компанию SpaceX к полноценному вводу нового аппарата в эксплуатацию.