18 мая
Александра Медведева

Причина пылевых бурь на Марсе кроется в сезонном энергетическом дисбалансе планеты

4.3

Ученые пришли к выводу, что сезонный дисбаланс в количестве энергии, которое поглощает и излучает Марс, представляет собой вероятную причину пылевых бурь на этой планете. Исследования климатических изменений Марса помогают лучше понять будущее климатической системы Земли, которой также свойственен сезонный энергетический дисбаланс.

Пылевая буря на Марсе
Пылевая буря на Марсе/ © Wikimedia Commons

Ученые из Хьюстонского университета (США) и их коллеги зафиксировали сезонный энергетический дисбаланс на Марсе — различия в количестве энергии, которую планета получает от Солнца и затем выделяет в виде тепла. Исследователи обнаружили избыток поглощаемой энергии во время весны и лета в южном полушарии, который, по их мнению, может быть одной из причин пылевых бурь.

Понимание энергетического дисбаланса Марса также важно для более точного прогнозирования климата Земли, поскольку энергетический дисбаланс нашей планеты тоже может влиять на погоду, вызывая сильные штормы и ураганы. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Тонкая атмосфера и очень вытянутая эллиптическая орбита делают Марс крайне восприимчивым к перепадам температур. Красная планета поглощает огромное количество тепла, когда приближается к Солнцу, и гораздо меньше энергии на более удаленных от звезды участках своей орбиты. Это явление известно как сезонный энергетический дисбаланс.

Анализируя данные об орбите и температуре Марса, собранные миссиями NASA за четыре года, ученые выявили значительные сезонные и суточные колебания излучаемой Марсом энергии. Авторы работы пришли к выводу, что избыток энергии, поглощаемой во время южного лета, становится причиной возникновения пылевых бурь.

Сезонный энергетический дисбаланс — хотя не такой экстремальный — наблюдается и на Земле. Однако на Красной планете отсутствуют резервуары для хранения энергии, такие как огромные океаны Земли, помогающие сгладить резкие изменения температуры и сбалансировать климатическую систему.

Существуют многочисленные свидетельства того, что раньше на Марсе тоже были океаны. Но ученые до сих пор не знают, как именно на четвертой планете произошло глобальное потепление, повлекшее за собой ее полное высыхание. Глобальное потепление наблюдается сейчас и на Земле, поэтому исследования климатической системы Марса позволят ученым сделать выводы о нашем собственном будущем и изменениях, которые ждут планету.