11.09.2023
53 724

Пузырь в миллиард световых лет поставил под вопрос скорость расширения Вселенной

4.6

Размер вновь обнаруженной структуры оказался гигантским, и, что неожиданно, она лежит сравнительно близко к нам. Если ее размеры определены верно, постоянная Хаббла, то есть скорость расширения всего вокруг нас, отличается от общепринятой на сегодня.

Новая сферическая структура включает огромный войд Волопаса, область диаметром в треть миллиарда световых лет, где звезды так редки, что если бы наша галактика лежала в нем, то мы не узнали бы о существовании иных галактик до появления мощных телескопов в 1960-х годах / © Frédéric Durillon, Animea Studio; Daniel Pomarède, IRFU, CEA University Paris-Saclay / Автор: Екатерина Лебедева

Барионные акустические колебания — это неоднородности в распределении видимой материи в окружающей нас Вселенной. Как видно из их названия, такие неоднородности возникли из-за звуковых волн в первичной плазме ранней Вселенной, в момент ее быстрого расширения. Как только она остыла до уровня, когда основная часть ее материи из плазмы стала нейтральными атомами, такие колебания прекратили распространяться, поскольку исчезла сама плазменная среда, в которой они двигались.

Так как волны в первичной плазме распространялись по законам звуковых волн, размер структур, оставленных такими колебаниями, в теории позволяет астрономам понять и степень расширения Вселенной в эпоху после превращения плазмы в нейтральные атомы. До недавних пор считалось, что предельные размеры осцилляций — около полумиллиарда световых лет.

Однако теперь астрономы объявили об обнаружении структур намного большего размера, но идентифицируемых как след барионной акустической осцилляции. Ученые назвали ее «Хоолейлана» — это слово из гавайской песни о сотворении мира, означающее «шумы пробуждения» (Ho’oleilei ka lana a ka Po uliuli, «Из глубокой тьмы пришли шумы пробуждения»). Работа об этом опубликована в The Astrophysical Journal.

Центр этого образования находится в 820 миллионах световых лет от нас. По структуре это что-то вроде кольца из галактик, расположенного вокруг войда Волопаса — огромной пустоты диаметром в сотни миллионов световых лет. До сих пор полной и детальной трехмерной карты этого региона не было, что и не позволяло астрономам заметить само существование такой структуры.

Исходя из размеров этого образования, расчетная скорость расширения Вселенной в нашу эпоху должна быть примерно 76,9 километра в секунду на мегапарсек (один мегапарсек — 3,26 миллиона световых лет). Значит, любой кусок пространства длиной в 3,26 миллиона световых лет сейчас удлиняется примерно на 76,9 километра каждую секунду.