13.01.2023

Астрономы обнаружили сверхтесную пару ультрахолодных карликов

4.8

Двойную систему LP 413-53AB можно с полным правом назвать «экстремальной»: составляющие ее звезды крайне холодны, очень стары и находятся невероятно близко друг к другу.

©Roberto Candanosa, Sergio Dieterich, Carnegie Institution for Science / Автор: Артем Фомин

Ультрахолодные карлики — звезды настолько холодные, что практически не излучают видимого света, и увидеть их можно лишь в инфракрасном диапазоне. Самый известный из них — карлик Trappist-1, у которого есть целая система планет. В двойной системе LP 413-53AB планет не обнаружено, однако она уникальна по-своему.

Пара звезд находится на очень тесной орбите, совершая полный оборот по ней менее чем за сутки. Доклад об этом прозвучал на 241-й встрече Американского астрономического общества (AAS), прошедшей недавно в Сиэтле. Коротко о находке рассказала пресс-служба Северо-Западного университета.

Адам Бургассер (Adam Burgasser) и его коллеги заметили необычный сигнал в данных архивных наблюдений. Из-за сверхблизкого расположения карликов было трудно понять, связан он с одной звездой или с очень тесной двойной. Поэтому ученые провели дополнительные наблюдения на гавайской Обсерватории Кека.

©Hsu et al., 2023

«Большинство двойных, которые мы изучаем, имеют периоды порядка лет. Поэтому измерения проводят через несколько месяцев, после чего можно собрать эти данные вместе, — сказал профессор Бургассер. — Но с этой системой изменения в спектральных линиях можно было увидеть в реальном времени. Удивительно наблюдать что-то происходящее в космосе на человеческих масштабах времени».

В самом деле, работа показала, что ультрахолодные карлики системы LP 413-53AB разделяет дистанция около миллиона километров. Это меньше процента от расстояния между Землей и Солнцем, и меньше, чем от Юпитера до его спутника Каллисто. Полный оборот по этой тесной орбите звезды совершают всего за 20,5 часа, что делает LP 413-53AB самой быстро обращающейся из всех известных таких систем.

Кроме того, как правило, они включают очень молодые звезды. В отличие от этого, возраст карликов в паре LP 413-53AB сравним с Солнцем и исчисляется миллиардами лет. Ученые предполагают, что они мигрировали так близко друг к другу лишь со временем, постепенно, либо в результате гравитационной коллизии, вызванной выбросом из системы третьего компонента.