31 марта
2 784

Астрономы нашли первую внегалактическую сверхновую

5.2

Похожий на «странное радиокольцо» объект J0624–6948 оказался сверхновой, находящейся в межгалактическом пространстве, поблизости от Большого Магелланова облака.

Объект J0624–6948
Объект J0624–6948 / ©Filipovic et al., 2022

Подавляющее большинство звезд во Вселенной рождаются и умирают в своих галактиках. Они образуют скопления, между которыми тянутся обширные и пустынные территории межгалактического пространства. Звезды и планеты там встречаются крайне редко, они выброшены в пустоту случайной игрой гравитации. Неудивительно, что лишь недавно астрономы смогли наблюдать первую такую звезду, погибшую взрывом сверхновой. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Команда профессора из Университета Западного Сиднея Мирослава Филиповича (Miroslav Filipovic) работала с радиотелескопом ASKAP, когда обнаружила необычный объект J0624–6948 поблизости от Большого Магелланова облака — одной из карликовых галактик — спутниц Млечного Пути. На первый взгляд он походил на очередной «странный радиокруг» (Odd Radio Circle, OCRs) —загадочный астрономический объект, в радиодиапазоне похожий на тусклое расширяющееся кольцо.

Положение J0624–6948: наверху — Млечный Путь, внизу отмечены Большое и Малое Магеллановы облака / ©Western Sydney University

Что представляют собой эти «радиокруги» — неизвестно, однако ученые заметили несколько характерных для них признаков, включая размеры: как правило, OCRs охватывают целые галактики. Объект J0624–6948 этому никак не соответствует, он набирает около 155 световых лет в поперечнике и к тому же не образует такое четкое кольцо. Кроме того, спектр радиоизлучения J0624–6948 тоже отличается от обычных OCRs. Поэтому австралийские астрономы рассмотрели альтернативные варианты.

«Самым подходящим объяснением оказались останки сверхновой, звезды, взорвавшейся возле Большого Магелланова облака, по механизму сверхновых типа Ia, — говорит профессор Филипович. — Наши расчеты указывают на ее возраст в пределах 2200-7100 лет». Если выкладки австралийских ученых верны, то J0624–6948 оказался первой известной нам сверхновой в межгалактическом пространстве.