17 октября
Елена Синицкая

Тысячи катарских геномов рассказали о древних миграциях и генетическом вкладе арабов в мировые популяции

Иллюстрация арабской сказки
Рукописная иллюстрация арабской сказки «Хадис Байяд и Рийяд» XIII век (Biblioteca Apostolica, Vatican City) / Public damian

Исследователи из Катарского департамента генетики человека (Sidra Medicine, Doha) и Корнеллского университета в США секвенировали 6218 геномов арабского населения Катара. Такой крупный массив данных о современных жителях Аравийского полуострова получили впервые. Генетический материал отобрали случайным образом из базы данных здравоохранения Катара. Ученые сравнили эти образцы с ДНК современных людей из других регионов, а также древнего населения Африканского и Евразийского континентов. Углубленный анализ геномных данных более шести тысяч человек из небольшого государства на востоке Аравийского полуострова пролил свет на историю арабов всего Ближневосточного региона.

Археологи и палеогенетики считают Аравийский полуостров важнейшим плацдармом распространения человека современного типа по миру. Сбором и анализом генетических доказательств этой теории занимаются в последние годы исследовательские центры многих стран. Катарские ученые подтвердили миграцию ранних африканцев через Аравию около 90 тысяч лет назад, а обособление местного сообщества от популяций, продолживших движение в Евразию, произошло позже.

От миграционного потока будущих европейцев аравийское население отделилось 42 тысячи лет назад, а от древних покорителей Южной Азии — около 32 тысяч лет назад. Именно этим ученые объясняют чрезвычайно редкое появление в геноме арабов ДНК неандертальцев и денисовцев, с которыми древние люди встретились позже, уже покинув Аравийский полуостров.

Генетики утверждают, что формирование пяти основных ветвей сообщества современных арабов завершилось 12-20 тысяч лет назад. Популяция их предков подверглась нескольким дроблениям и перемещениям, связанным с изменениями климата. Переселенцы в плодородные земли положили начало земледельческим общинам, а оставшиеся в пустыне стали кочевыми скотоводами.

Гистограммы D-статистики вклада различных геномов древнего человека в происхождение полуостровных арабов PAR по сравнению с другими QGP и мировыми популяциями, выведенные с помощью D-статистики Паттерсона (Dstat).
Результаты сгруппированы по археологическим периодам. Сокращения:
QGP — Катарская программа генома, PAR— полуостровные арабы,GAR — «генеральные» арабы Севеной Аравии и Леванта, WEP— арабы Западной Евразии и Персии, САС — азиатские арабы, AFR — африканские арабы, ADM — смешанные арабы. Razali et al./ Nature, 2021

Возникновение Арабского халифата в VII веке нашей эры и арабские завоевания в последующие 1400 лет привели к тому, что ДНК европейских, южноазиатских и даже южноамериканских сообществ получили значительный вклад от ближневосточного арабского генома.

Катарская программа секвенирования полного генома выявила в арабской популяции большой процент инбридинга, обусловленного замкнутостью ранних племенных групп и ограниченными возможностями для смешанных браков. Ученые считают, что эти сведения помогут диагностике, выявлению генетических нарушений и лечению наследственных заболеваний.