Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Выпуск украинских «Зенит-SL» оказался под вопросом
Украинское государственное предприятие «Южный машиностроительный завод», вероятно, не сможет возобновить выпуск ракет-носителей «Зенит-SL», конструкция которых предусматривает поставки российских двигателей.
«Зенит-SL» — трехступенчатая ракета-носитель, предназначенная для запуска коммерческих спутников на геопереходную орбиту с плавучей платформы «Морской старт». При стартовой массе 462 200 килограммов аппарат рассчитан на полезную нагрузку массой до 6160 килограммов. В 2000-х годах на базе версии «Зенит-2SБ» была построена модификация ракеты — «Зенит-SLБ». По сравнению с «Зенит-SL», она получила улучшенный разгонный блок ДМ-SLБ. Выпуск и эксплуатация носителей велись совместными российско-украинскими предприятиями и продолжались с 1999 по 2015 год. Из-за вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в 2014 году Москва приостановила поставки ракетных двигателей «Южмашу», и впоследствии завод сократил рабочую неделю до трех дней.
Конструкция «Зенит-SL» и «Зенит-SLБ» предполагает оснащение первой ступени многоразовым (до десяти использований) четырехкамерным жидкостным двигателем РД-171 (или РД-171М), который разработан НПО «Энергомаш» в 1981 году. Среди аналогов, работающих на жидком топливе (в частности, кислород-керосин), он относится к наиболее мощным — 20 миллионов лошадиных сил, что на 5,65 процентных пункта больше, чем у F-1 при размерах, в 1,5 раза меньших. Масса РД-171 составляет 9750 килограммов, тяга на уровне моря — 740 тонн-силы, в вакууме — 806,4 тонны-силы. В середине 1990-х годов на базе РД-170, прототипа РД-171, были также созданы силовые установки РД-180 для американских ракет-носителей семейства Atlas и РД-191 для российских аппаратов «Ангара».
В июне 2017 года «Южмаш» сообщил о подписании контракта на выпуск 12 носителей «Зенит-SLБ» и «Зенит-SL» с российским владельцем «Морского старта» S7 Sea Launch. Вскоре «Роскосмос» объявил об отсутствии обязательств по передаче украинскому заводу РД-171. Как «Южмаш» намерен исполнять обязательства по контракту, неясно. После присоединения Крыма к России на фоне обострения международной политической обстановки стало известно, что США приступили к созданию собственной альтернативы РД-180. Разработкой новых двигателей — AR-1 и BR-1 — занимаются Aerojet Rocketdyne и Blue Origin. Испытания установок запланированы на 2018–2019 годы. Возможно ли адаптировать «Зенит-SL» к последним без значительной реконструкции, не уточняется.
Весной минувшего года глава российской корпорации «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что для запусков с «Морского старта» будет создана новая двухступенчатая ракета-носитель, которая заменит «Зенит-SL». В отличие от частично многоразовой Falcon 9, она, однако, не предполагает возвращения первой ступени. «Морской старт» работает с 1995 года и представляет собой переоборудованную нефтедобывающую японскую платформу Ocean Odessey. Он расположен в наиболее удаленной от морских путей и спокойной точке Тихого океана. Запуски с платформы проводились с 1999 года — в качестве носителя выступали ракеты «Зенит». Последний старт состоялся в 2014 году, в рамках миссии на орбиту был выведен французский спутник Eutelsat 3B.
О реакции «Роскосмоса» на контракт «Южмаша» пишет «Коммерсантъ».
У астрономов появилось возможное объяснение феномену, который обнаружили несколько лет назад: у некоторых карликовых планет и даже астероидов есть кольца, как у газовых гигантов. Ученые предположили, что кольца малых тел формируются благодаря их неправильной форме и, как следствие, неравномерно распределенной гравитации.
В апреле 2025 года у побережья израильского города Хадера произошла трагедия: мужчину, который плавал с маской и трубкой в нескольких десятках метров от берега, растерзали акулы прямо на глазах у людей на пляже. Морские биологи по видео и рассказам очевидцев восстановили вероятный ход тех событий и объяснили, какие обстоятельства могли спровоцировать коллективную атаку акул.
Еще в 2020 году Россия отставала по квантовым технологиям от лидеров на 10 лет. Квантовые вычисления, квантовые коммуникации и квантовые сенсоры — все это, казалось, вскоре войдет в практику везде, но не у нас. В 2025-м ситуация уже изменилась: в области квантовых вычислений страна вошла в число лидеров квантовой гонки. Как это удалось и каких практических результатов можно ждать?
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии