Выявить рак и диабет на ранних стадиях поможет слюна — Naked Science
30.10.2014

Выявить рак и диабет на ранних стадиях поможет слюна

Крупнейшее исследование молекул РНК в человеческой слюне показало, что она содержит те же молекулы-индикаторы болезней, что присутствуют в крови. Это открывает перспективы появления простых тестов слюны, которые смогут выявлять рак, диабет и некоторые другие болезни на самых ранних стадиях.

treasureinsa

В своем исследовании ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе использовали самые современные методы геномики и биоинформатики, чтобы проанализировать 165 миллионов генетических последовательностей.

В результате им впервые удалось обнаружить в слюне человека (и впервые в биологических жидкостях человеческого организма вообще) кольцевые молекулы РНК – довольно необычный и редкий вид, в сравнении с нитевидными РНК, с которыми наука знакома уже давно.

Всего в слюне было обнаружено 400 кольцевых РНК, из которых 327 разновидностей оказались ученым неизвестны. Предназначение кольцевых РНК не совсем ясно, но авторы исследования предполагают, что она защищает другие РНК от растворения в слюне.

Также ученые обнаружили в слюне piРНК, функция которых, предположительно, защита от вирусов, и микроРНК – тоже впервые, если говорить о человеческой слюне.

Результаты исследования, по мнению ученых, наводят на вывод, что изучение слюны имеет огромный медицинский и научный потенциал – например, в не очень отдаленном будущем это позволит врачам проводить анализ слюны, чтобы диагностировать ранние стадии диабета второго типа, рака ротовой полости и поджелудочной железы, а также ряда других заболеваний.

Это станет возможным потому, что все найденные в слюне типы РНК – кольцевые, piРНК и микроРНК – являются биомаркерами для выявления болезней и наблюдения за здоровьем в целом. PiРНК, например, довольно сложно обнаружить в крови, в то время как в слюне этих молекул, согласно ученым, более чем достаточно, что также делает анализ слюны все более перспективной методикой.

Статья ученых была опубликована в журнале Clinical Chemistry.