20.10.2015
Редакция Naked Science

Жизнь на Земле появилась на 300 млн лет раньше, чем считалось

В древних камнях на западе Австралии обнаружены следы древнейшей жизни. Датированные 4,1 млрд лет назад, они относят момент появления первых организмов на Земле еще дальше в прошлое.

151019154153_1_900x600

По новым данным, планета была еще совсем молодой, когда на ней стали пробиваться первые ростки жизни: ей было всего-навсего 4 млн лет. «Жизнь на Земле началась практически сразу, – говорит американский геохимик Марк Гаррисон (Mark Harrison). – Похоже, что при наличии всего набора нужных ингредиентов она может зарождаться очень быстро».

Вообще считается, что самую дальнюю границу возникновению жизни являет период поздней тяжелой бомбардировки – от 4,1 до 3,8 млрд лет назад, когда объекты внутренних областей Солнечной системы подверглись массированному «обстрелу» астероидами. Именно тогда появились крупнейшие кратеры Луны и Марса.

Были они и на Земле, хотя высокая геологическая активность нашей планеты практически стерла эти следы. Однако в тот период планета считалась совершенно стерильной: уж слишком жарко и сухо на ней было. И хотя новые данные позволяют отнести появление жизни к более раннему периоду, бомбардировка была все-таки тяжелой, и она могла привести если не к полной гибели первой протожизни, то к одному из первых ее массовых вымираний.

Данные эти Гаррисон и его команда обнаружили, собрав образцы циркония на западе современной Австралии. Ученые проанализировали более 10 тыс. этих кристаллов, которые сформировались около 4,1 млрд лет назад – как раз накануне поздней тяжелой бомбардировки. В некоторых из них авторы обнаружили «запертые» графитовые образования. Изотопный анализ углерода в этих образованиях позволил выяснить, что содержание углерода-13 в них указывает на биогенное происхождение.

Кроме того, рассмотрев подозрительные кристаллы в рентгене, ученые показали, что они не содержат никаких микротрещин, сквозь которые углерод мог бы проникнуть внутрь позднее, извне. И хотя Гаррисон с коллегами соглашаются, что столь сенсационные данные еще нуждаются в независимой проверке и подтверждении, в их результатах авторы уверены.

«Не документировано ни одного другого примера столь однозначных первичных включений в минерал (то есть включений, появившихся непосредственно в процессе роста самого кристалла – NS), – говорит Марк Гаррисон. – И никто еще не предложил достойного альтернативного, «абиогенного» объяснения появлению графита в цирконе».