Жировой сальник назвали важной частью иммунитета — Naked Science
07.06.2017

Жировой сальник назвали важной частью иммунитета

Внутренние жировые отложения сальника приносят организму массу пользы. Ученые указали на еще одну их функцию – защиту от инфекций и токсинов.

Внутренние органы нашего тела обложены складками соединительной ткани брюшины, богатой жиром. Сальник опутывает и желудок, и печень, но особенно плотно – кишечник, обеспечивая их питание, защиту, механическую поддержку, также он участвует в гормональном обмене, воспалении, выполняет и ряд других функций. Например, при нарушении целостности кишки он «запаивает» поражение и не позволяет ее содержимому излиться в полость тела, вызывая перитонит.

Работы последних лет позволяют назвать и еще одну важную функцию этой брюшины – она играет роль одного из первых рубежей обороны при защите организма от токсинов и инфекций. К такому выводу пришли Трой Рэндалл (Troy Randall) и Селена Меза-Перес (Selene Meza-Perez) из Алабамского университета, авторы обзора иммунной роли сальника, который был опубликован журналом Trends in Immunology.

Ученые указывают на «молочные островки» – светлые скопления лимфатических узелков, которые и обеспечивают иммунные функции. Они рассыпаны по жировой ткани и играют роль своего рода «контрольно-пропускных пунктов». Опутанные капиллярами и богатые активно действующими иммунными клетками, эти скопления фильтруют жидкости от потенциально опасных агентов.

«Жидкость вокруг внутренних органов не неподвижна, она циркулирует через “молочные островки”, – говорит Трой Рэндалл. – “Молочные островки” собирают клетки, антигены и бактерии, прежде чем на них формируется ясный иммунный ответ». Затем, после «первичного химического анализа», в лимфатических клетках сальника формируется соответствующая реакция. В ткани выделяются сигнальные молекулы, запускающие фиброз, воспаление или другой подходящий защитный процесс.

С другой стороны, ученые отмечают и слабое место этого механизма: рак. «Что касается опухолевых клеток, сальник принимает неверные решения. – продолжает Трой Рэндалл, – Хотя опухоли в нем встречаются редко, клетки, попавшие в “молочные островки” с током жидкостей, оседают здесь, как водоросли в фильтре бассейна, развивая метастазы». Возможно, это сделает их мишенями для новых противоопухолевых препаратов.

Как сообщает Минздрав, обследование может продлиться несколько дней. Пока что каких-либо выводов медики не делают. Всего с начала января жертвами нового коронавируса 2019-nCoV стали 17 человек. Ранее случаи заражения им были официально зафиксированы в Японии, США, Южной Корее и Таиланде.