Загадка лавовых фонтанов на Луне разгадана — Naked Science

Загадка лавовых фонтанов на Луне разгадана

Загадка лавовых фонтанов на спутнике нашей планеты нашла объяснение. Теперь Луна стала нам еще «ближе» и понятней.

Образцы лунного грунта содержат миниатюрные капли вулканического стекла. Это означает, что давным-давно на поверхности спутника нашей планеты имели место лавовые фонтаны. В случае с Землей нечто подобное можно наблюдать на Гавайских островах. Явление обусловлено наличием в составе лавы газов. Достигнув поверхности, лава вырывается наружу – ученые сравнивают это с тем, как брызжет взболтанная газировка.

Эксперты долго не могли понять, какой именно газ приводит к этому явлению. Теперь же специалисты Брауновского университета детально проанализировали образцы лунного грунта, которые доставили на Землю в рамках программы «Аполлон». В центре внимания оказались вкрапления магмы в кристаллы оливина: в этом случае можно выявить сохранившийся газ. Была использована наноразмерная масс-спектрометрия вторичных ионов, которая помогла определить содержание углерода.

Построенная теоретическая модель позволила понять, что лунная магма выталкивалась наружу угарным газом. Во всяком случае, если речь идет о ранней стадии извержения, а также о больших глубинах. Таким образом, одной «лунной» тайной стало меньше.

Однако это далеко не единственная загадка спутника нашей планеты. Ранее другие исследователи из Научного общества Карнеги пришли к выводу, что Луна на 100 млн лет моложе, чем считалось. Проблема в том, что это противоречит версии возникновения естественного спутника в результате столкновения Земли с другой планетой.