11.07.2014
Редакция Naked Science

Природные вычисления: можно ли ДНК считать компьютером?

Физические системы работают как программы в компьютере? Новое исследование определяет понятие «ПО в компьютере» в применении к понятию «физическая система». Биосистемы и ДНК не всегда можно рассматривать как ПО в компьютере ПК.

Можно ли рассматривать функции определенных физических систем (ФС) как программы?

Этому вопросу посвящена новая статья Сьюзен Степни из Йоркского университета, которая вместе с коллегами из Оксфорда и Лидса попыталась определить в природе нестандартные компьютерные устройства.

В научной среде растет интерес к инновационным выч.системам, например, к биологическим или квантовым компьютерам. Однако до сих пор остается открытым вопрос, как определить, работает ли ФС в качестве вычислительной машины или нет.

Специалисты по компьютерным наукам в своей статье предлагают формальные рамки для решения этого вопроса. В частности, ученые приводят аналогию с математическими моделями, описывающими физ. объекты, чтобы продемонстрировать связь уровня абстрактных вычислений с уровнем физ. устройства.

Заключение специалистов: физ. вычисление – это использование ФС для предсказания результата теоретического развития некоторой задачи.

Ученые предлагают ряд условий, которые должны исполняться, для того чтобы акт вычисления в компьютере имел место.  В рамках теории экспертов учтен также случай, когда пользователем вычислительного устройства является не человек.

Не каждое физическое событие можно считать вычислением. Впервые у нас на руках появился теоретический инструмент, позволяющий различать выч. системы от невычислительных. В будущем наша система позволит определить выч. деятельность в биосистемах и в ДНК.