Вред насыщенных жиров оказался преувеличен — Naked Science

Вред насыщенных жиров оказался преувеличен

Норвежские ученые пришли к выводу, что насыщенные жиры менее вредны для здоровья, чем предполагалось. Результаты исследования опубликованы в журнале The American Journal of Clinical Nutrition.

fat-molecule

Насыщенные жиры представляют собой жиры, молекулы которых перенасыщены водородом. Из-за этого они могут сохранять твердое состояние при комнатной температуре, например, накапливаясь в жировой ткани. Многочисленные исследования показали, что частое употребление в пищу насыщенных жиров (они содержатся в сливочном масле, шоколаде, сыре) повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний из-за роста в крови «плохого холестерина».

Чтобы проверить это, ученые из Бергенского университета и других учреждений провели рандомизированное контролируемое исследование. Участие в нем приняли 46 мужчин в возрасте 30–50 лет с индексом массы тела (ИМТ) выше 29, что соответствует ожирению первой степени. В течение 12 недель участники из первой группы употребляли в пищу большое количество насыщенных жиров и небольшое — углеводов. Рацион второй группы испытуемых был обратным.

Результаты показали, что за время эксперимента вес участников в обеих группах в среднем снизился на 11–12 килограммов, а окружность талии — на 11–13 сантиметров. Уровень «плохого холестерина» за этот период увеличился только в группе, которая потребляла небольшое количество насыщенных жиров, тогда как в экспериментальной наблюдался рост холестерина липопротеидов высокой плотности (альфа-липопротеидов). В целом, здоровье добровольцев было в норме.

По мнению ученых, работа показывает, что вред насыщенных жиров преувеличен. Вместе с тем они подчеркнули, что в эксперименте участники употребляли сложные углеводы с низким гликемическим индексом и не употребляли трансжиры. Это разновидность насыщенных жиров, которая в больших количествах содержится, например, в говяжьем жире и саломасе. Прошлые работы показали, что трансжиры повышают риск ишемической болезни коронарных сосудов сердца.

Европейские ученые провели независимый анализ и перепроверили данные предыдущего исследования, авторы которого заявили об обнаружении фосфина в верхних слоях атмосферы Венеры. Подтвердить результаты коллег им, увы, не удалось.