В янтаре обнаружили клещей, живших в гнездах динозавров — Naked Science
13.12.2017
Редакция Naked Science

В янтаре обнаружили клещей, живших в гнездах динозавров

В уникальных образцах янтаря сохранились клещи, которые пили кровь динозавров и жили в их гнездах.

klesh0

Обнаружить останки животного-паразита и его хозяина, сохранившиеся вместе, – большая редкость, и новые находки стали первым прямым свидетельством того, что динозавры страдали от укусов клещей не меньше, чем современные млекопитающие и птицы. Самым наглядным стал образец, в котором клещ оказался в перьях неизвестного динозавра из группы теропод, – кстати, предков тех же птиц.

Уникальные артефакты были найдены в Мьянме и долгое время оставались в руках частных коллекционеров, после чего попали в музей – и несколько лет назад оказались в поле внимания палеонтологов. Тогда же Скотт Андерсон (Scott Anderson) доложил об обнаружении среди этих образцов клеща, еще заполненного кровью, и о надеждах извлечь из нее древнюю ДНК. Эти сенсационные надежды не оправдались, и началось более спокойное исследование находок. Его результаты представлены в статье, опубликованной журналом Nature Communications.

Два клеща из образца возрастом почти 100 млн лет – детали их морфологии напоминают современных обитателей чужих гнезд / ©Penavler et al., 2017

В результате вместе со специалистом из Оксфорда Рикардо Пересом-де Ла Фуэнте (Ricardo Pérez-de la Fuente) и его коллегами Андерсон описал не только этого клеща, но и новый вид Deinocroton draculi, сохранившийся в другом образце. Название «ужасающий клещ Дракулы» может пугать, но, возможно, они были не такими уж и страшными. Морфологически сохранившиеся клещи напоминают современных, которые обнаруживаются в гнездах птиц и млекопитающих, питаясь не кровью, а отмершими перьями и чешуйками кожи.