26.02.2016
Редакция Naked Science

В России появится технология предотвращения космического мусора

на орбите

Но есть и хорошие новости. Российские студенты из Университета машиностроения и инженеры-энтузиасты объединились и придумали микроспутник «Маяк», главная научная задача которого – испытание в реальном полете аэродинамического тормозного устройства, которое в дальнейшем можно будет использовать для сведения с орбиты космического мусора.

Разреженная атмосфера тормозит спутники очень медленно. Вышедшие из строя космические аппараты могут сходить десятилетиями с орбиты высотой 600-800 километров. Но если у спутников появится большая раскрывающаяся конструкция, которая вначале полета спутника была бы компактно уложена на борту, а в конце полета раскрывалась, превращаясь в своеобразный парашют с большой площадью, но малой массой, то спутник спускался бы гораздо быстрее. Так, например, «Маяк» без такой системы бесполезно вращался бы на орбите годами, но, снабженный раскрывающейся конструкцией в форме пирамиды, сойдет с орбиты за месяц. Именно отработка на практике такой системы торможения и является главной научной задачей студенческого микроспутника.

Система торможения «Маяка» выполнена из  пленки толщиной всего 5 микрометров, на которую слоем в 20 нанометров нанесен алюминий. Во время полета на ракете, пленка будет аккуратно свернута внутри спутника, но  после выхода на орбиту – расправится и примет форму пирамиды.

©«Маяк»

Почему пирамида?

«Маяк» решает не только научные задачи. Его цель – популяризация космонавтики и попытка показать всем людям, что космос ближе, чем кажется. Но для того чтобы продвигать космический проект успешно, нужно, чтобы он завораживал умы миллионов. Поэтому было решено, что «Маяк» должен будет стать самой яркой звездой в небе на время своего полета, отражая специальной раскрывающейся конструкцией лучи Солнца на Землю, и создавая на ней ослепительные блики. Для определения оптимальной формы отражателя была написана специальная программа, которая рассчитывала зоны видимости спутника на Земле и оценивала его яркость в каждой точке зоны видимости. В этой программе команда инженеров проанализировала плоскую грань, отражающую с обеих сторон, правильную пирамиду и икосаэдр, правильный двадцатигранник. Также было исследовано влияние скорости его вращения на частоту мигания для земного наблюдателя. В результате наилучшие значения показала правильная пирамида.

©«Маяк»

Русский народный спутник

В 2014 году «Маяк» получил свои первые деньги на краудфандинговой платформе Бумстартер. Чуть более 400 000 рублей понадобилось, чтобы протестировать спутник в стратосфере – в условиях, приближенных к космическим. В феврале 2016 года команда собрала 1,5 млн рублей для проведения наземной экспериментальной отработки и сейчас продолжает свою кампанию для решения новых задач. В марте 2016 года команда «Маяка» будет проводить краудфандинговую кампанию для покупки места на ракете –  запуск спутника запланирован на лето 2016 года.

Naked Science является информационным партнером проекта «Маяк».