В Антарктиде обнаружен действующий вулкан
18.11.2013

В Антарктиде обнаружен действующий вулкан

Вулкан расположен в высокогорном районе Мэри Бэрд Лэнд (Западная Антарктида) и, несмотря на свою активность, скрыт подо льдом. Это свидетельствует о том, что на шестом континенте есть геологическая активность. Именно благодаря нему, в том числе, антарктические льды и тают так быстро.

40_p1154348

Антарктида теряет до 2,8 кубических километров льда ежегодно, а в последние десятилетия это стало происходить в еще большем масштабе. Долгое время это связывали с ускоренным формированием айсбергов. Но в июне этого года американским климатологам удалось доказать, что чуть больше половины антарктического льда было «съедено» теплыми течениями, которые омывают его подводную часть.

Геологи под руководством Аманды Лу из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США), похоже, нашли еще одну потенциальную причину ускоренного «исчезновения» льдов Антарктиды. К такому выводу они пришли, изучив результаты сейсмографических наблюдений за 2010-2011-е года. Последние проводились в рамках проекта POLENET/ANET.  Наблюдая за природными сейсмическими колебаниями, ученые надеялись построить модель трехмерной карты ледников Западной Антарктиды, но обрели даже больше, чем хотели — еще один действующий вулкан.

Как это и положено геологам, они решили «копнуть глубже», проследив за движением магмы в верхних слоях земной коры в районе ледяного континента. В итоге они выяснили, что подобные процессы происходят куда активнее, чем  принято было думать, и что под ледяной «маской» Антарктики может таиться «лев» –  подледный вулкан.

Расчеты геологов показывают, что он находится на глубине примерно один километр подо льдом и достаточно часто просыпается. Благодаря этому в 2010 и 2011 годах станции POLENET/ANET зафиксировали в районе земли Мэри Бэрд серию толчков с магнитудой от 0,8 до 2,1 балла. Когда-нибудь «прорваться» через километровый слой льда вулкан, правда, сможет едва ли, а вот «помогать» таять ледниковой подошве Антарктиды вполне способен.

Ученые также полагают, что вулканическая активность может постепенно «мигрировать» на юг континента.