Ученые сфотографировали ультрамалые бактерии, в существование которых верили не все — Naked Science

В сравнении с живыми клетками, изображения которых получены недавно американскими исследователями, даже обычные бактерии – настоящие великаны. Их объем не превышает 0,009 куб. микрон: какая-нибудь кишечная палочка в сотни раз больше, а на кончике нашего волоса их поместятся сотни тысяч.

Image_3D_quer

До сих пор не все специалисты готовы были согласиться с тем, что подобные бактерии могут существовать: их клетки настолько малы, что в них способны поместиться не все обычные органеллы и системы типичной бактериальной клетки. И похоже, это действительно так – у таких «ультрамалых» бактерий отсутствует целый набор обычных элементов, все максимально упрощено, минимизировано и очень плотно упаковано. Судя по всему, меньше уже не бывает – только вирусы, лишенные способности к самостоятельному существованию.

Однако недавно американским исследователям удалось их сфотографировать, причем выделив из небольшого образца обыкновенной почвенной влаги – похоже, «ультрамалые» бактерии достаточно широко распространены в природе. Прогнав его через фильтры с порами 0,2 мкм, воду заморозили, и с помощью трансмиссионного электронного микроскопа рассмотрели и сами клетки, и их внутренние структуры.

Ученые отмечают, что крошечные размеры резко снижают контакт бактерии со средой, затрудняя обмен веществ между клеткой и ее окружением. Возможно, именно поэтому у некоторых «ультрамалых» бактерий, сфотографированных учеными, имеются длинные нитевидные выросты на поверхности, увеличивающие площадь взаимодействия с окружающим миром. Нечто вроде фимбрий на поверхности обычных бактерий, в том числе у той же кишечной палочки.