Ученые показали, как лангусты едят ядовитых медуз и не умирают — Naked Science

Ученые показали, как лангусты едят ядовитых медуз и не умирают

Укус ядовитой медузы смертелен, но плотная слизь позволяет лангустам успешно на них охотиться и безопасно переваривать.

scyllarides_latus

Основной диетой личинок десятиногих лангустов Ibacus являются стрекающие медузы, отлично защищенные книдоцитами, клетками с микроскопическими острыми «гарпунами». В считанные микросекунды они вонзаются в тело противника и впрыскивают в него опасные нейротоксины. До сих пор оставалось неясным, как лангусты способны не только ловить, но и благополучно переваривать такую тяжеловооруженную, ядовитую добычу. Выяснить это удалось японским биологам из команды Митии Камьо (Michiya Kamio), статья которых опубликована журналом Plankton & Benthos Research.

Ученые поместили пять личинок лангустов Ibacus novemdentatus в аквариум и кормили японскими стрекающими медузами Chrysaora pacifica, анализируя состав их фекалий. В них авторы обнаружили целостные книдоциты, как во «взведенном», так и в «разряженном» состоянии, погруженные в перитрофический матрикс – достаточно плотную слизь из белков и полисахаридов, которая обволакивает пищу, облегчая ее переваривание. Ученые заподозрили, что именно она может механически изолировать книдоциты, не позволяя жертве нанести токсический удар по хищнику.

В самом деле, когда авторы получили экстракт токсического содержимого книдоцитов и просто инъецировали его в тело 10 лангустов, девять из них погибли. Это означает, что у хищных ракообразных Ibacus нет особых физиологических механизмов устойчивости к яду медуз, которыми они питаются. Однако механическая преграда, которую образует плотный перитрофический матрикс, достаточно эффективно защищает их от опасных токсинов, позволяя спокойно их переваривать: наружу из него яд выбраться неспособен – или способен, но уже в полупереваренном ферментами неопасном виде.