Ученые объяснили стабильность Большого красного пятна на Юпитере — Naked Science
15.11.2013

Ученые объяснили стабильность Большого красного пятна на Юпитере

Ученые предложили модель, объясняющую, почему Большое красное пятно на Юпитере сохраняется на протяжении нескольких столетий.

Jupiter-Earth-Spot_comparison

Ранее ученые пренебрегали рассмотрением самого долгоживущего вихря в Солнечной системе, который, как оказывается, получает  энергию из вертикальных потоков газа.

Совсем недавно физики из университета Калифорнии в Беркли и Гарвардского университета при помощи суперкомпьютеров смоделировали поведение вихря в атмосфере газового гиганта с ранее недоступным уровнем детализации. Они использовали не упрощенную двумерную модель, а рассмотрели потоки в трехмерном пространстве, учитывая  и горизонтальные, и вертикальные движения газа.

Моделирование позволило опровергнуть гипотезу о том, что Большое красное пятно получает энергию из поглощаемых им вихрей меньшего размера, а также гипотезу о подпитке гигантского урагана горизонтальными течениями. Оказалось, что источником энергии для Большого красного пятна служат вертикальные потоки.

Вихрь со временем растрачивает энергию за счет потерь при трении в различных областях турбулентности, а также  за счет остывания. Но, согласно расчетам,  приток нагретых газов сверху и холодных – снизу,  восполняет эти потери.

Также новая модель позволила  предсказать  существование радиальных струй газа, направленных от периферии Большого красного пятна к его центру.