Ученые обнаружили прямое доказательство зависимости микроцефалии от вируса Зика

Ученые обнаружили прямое доказательство зависимости микроцефалии от вируса Зика

Китайские ученые объявили о том, что благодаря экспериментам с лабораторными мышами им удалось найти прямое доказательство зависимости развития микроцефалии от вируса Зика.

Как рассказали в Китайской академии наук (КАН), в ходе эксперимента ученые вводили вирус Зика эмбрионам мышей, находящимся в утробе матерей. Вводился вирус непосредственно в мозг. Вирус заражал прогениторные клетки (нервные клетки-предшественники), в результате чего в мозгу происходили экспрессия генов, изменение иммунного ответа и гибель клеток. В итоге мониторы показали у эмбрионов «характерные признаки микроцефалии». После извлечения плода из матки беременной мыши на сроке 18,5 дней ученые обнаружили, что головы зародышей примерно на треть меньше, чем у обычных эмбрионов. Результаты исследования, проведенного при участии специалистов из Института генетики и развития биологии КАН, а также Пекинского института микробиологии и эпидемиологии, опубликованы в журнале Cell Stem Cell.

«Самое удивительное в этом исследовании – заражение нервных клеток-предшественников на раннем этапе инфицирования и заражение нейронов на более позднем этапе, примерно через пять дней после инъекции, когда присутствие вируса Зика в организме значительно возросло», – отметил представитель института КАН Жичень Сю. Гибель клеток, по его словам, большей частью отмечалась именно среди нейронов, а не среди прогениторных клеток.

Гестационный период мышей составляет 20 дней – эквивалент второго триместра беременности у женщин, когда прогениторные клетки активно расширяются, создавая нейроны. Ученые отметили интересную подробность эксперимента: инфицированных вирусом Зика мышат матери съели. «Это указывает на то, что потомство было слишком больным. В будущем мы уменьшим дозы инъекций вируса, чтобы дольше проследить развитие инфицированных мышей», – пояснил Жичень Сю. Несмотря на прямое доказательство связи вируса Зика с микроцефалией, ученый призвал с осторожностью подходить к тому, как полученные «мышиные» данные будут проецироваться на борьбу с вирусом Зика у людей.