29.10.2015
Редакция Naked Science

Ученые из РФ рассказали, почему человек становится убийцей

Ученые назвали причину, по которой тот или иной человек может пойти на убийство. В центре внимания оказалась генетическая предрасположенность.

О выводах специалистов сообщила пресс-служба Новосибирского госуниверситета, результаты были опубликованы в одном из ведущих международных криминалистических изданий Journal of Criminal Justice. Даже в развитых странах то и дело совершаются жестокие убийства, и ученых интересует, в том числе, генетическая предрасположенность к ним. В современной науке одна из господствующих теорий гласит, что побуждающая к убийству импульсивная агрессивность развивается в детстве на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Однако ученые из Новосибирска, работающие под руководством Петра Меньшанова, полагают, что эта теория не способна объяснить многих случаев убийств. Речь, в частности, идет о хладнокровных и спланированных акциях, при совершении которых преступник не проявляет импульсивной жестокости. Интересно и то, что многие из таких людей воспитывались в хороших семьях и не имели в детстве особых проблем.

Всего ученые рассмотрели (биография и генотипирование) 161 преступника, осужденного в РФ за совершение тяжких преступлений. 85 человек из этого числа получили срок за убийство, а 76 – за нанесение ранений, не приведших к смерти. В центре внимания оказались люди, которые действовали хладнокровно, а не находились в состоянии аффекта.

У таких преступников ученые нашли развитую «спланированную агрессивность», которую связывают с некоторыми формами дофаминового рецептора D4. Последний является одним из пяти типов рецепторов дофамина позвоночных: он кодирует ген, связанный с разными поведенческими фенотипами и расстройствами. Речь идет, в частности, о дисфункции вегетативной нервной системы, шизофрении, а также склонности к поиску чего-то нового.

«Ключевым является тот момент, что выявленный ген имеет широкий профиль эффектов. Один из них – нестандартность мышления», – отмечают авторы исследования. Это означает, что широко практикуемое лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть бесполезным, если говорить о профилактике убийств.

Российские ученые, между тем, не считают, что убийства можно предсказывать по генотипу со стопроцентной вероятностью. Речь идет лишь о «нестандартном мышлении» некоторых людей, способных к опасным поступкам. Совершат они преступление или нет, зависит от множества социальных факторов.

Ранее похожие выводы представили финские ученые. По их мнению, человек может иметь «опасные» варианты генов, однако настоящей угрозой для общества он станет лишь в том случае, если будет расти и воспитываться в неблагоприятной обстановке.