06.03.2018
Редакция Naked Science

Ученые: гибель кораллов приведет к увеличению волн в океане

Если глобальное потепление будет продолжаться теми же темпами, структуры коралловых рифов уменьшатся и ослабнут, что снизит защиту береговой линии от высоких волн.

54f848a7622b0

Сложная структура кораллового рифа с его бесчисленными ветвлениями и углублениями сильно тормозит потоки воды и служит естественным и надежным барьером, который защищает береговую линию от волн. Однако продолжающееся обесцвечивание кораллов и гибель рифов грозят оставить берег без этой защиты. Это приведет к тому, что к концу века в некоторых районах океана высота волн, достигающих берега, увеличится вдвое. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной журналом Science Advances.

Коралловые рифы – едва ли не самые богатые и сложные экосистемы на планете – гибнут повсеместно. Потепление и рост кислотности океанской воды вызывают исчезновение живущих в них водорослей, обесцвечивая яркие цвета кораллов и приводя к их смерти. Ученые давно бьют тревогу и для спасения Большого Барьерного рифа даже предлагается провести ему массовую «пересадку» более устойчивых полипов. В самом деле, последствия гибели кораллов могут быть весьма безрадостными.

Новые аспекты этого процесса раскрыли Дэниел Харрис (Daniel Harris) и его коллеги. Они отмечают, что сама по себе изрезанная, сложная структура рифа создает значительную силу трения для протекающей через него воды. Это рассеивает колебательную энергию и снижает высоту волн, которые достигают суши. Стрессированные кораллы не формируют таких сложных и больших рифов и не образуют такого эффектного барьера от волн.

Ученые смоделировали последствия их гибели для четырех областей океана во Французской Полинезии, пока что богатых кораллами и различающихся типичной энергией волн. Работа показала, что даже не гибель, а простое снижение размеров и сложности структуры рифа приводит к тому, что волны, проходя над ним и через него, не будут уменьшаться так заметно, как это происходит сегодня. Если потепление будет продолжаться по ожидаемому сценарию, высота достигающих берега волн в 2100 г. будет 2,4 раза больше.

Американские ученые пришли к выводу, что фталаты — синтетические вещества, используемые при производстве игрушек, духов, косметики, одежды и многих пластиковых предметах, могут быть причиной около 100 тысяч смертей каждый год. И это только в США.

Ученые из МФТИ изучили новые свойства одного из самых популярных в мире материалов для производства магнитов. Оказалось, что его можно применять в электронике нового поколения — терагерцовых приборах.