У голубей нашли культурную эволюцию

У голубей нашли культурную эволюцию

Специалисты из Оксфордского университета показали, что голуби способны на коллективный обмен информацией, которая повышает их производительность.

Возможность коллективно обрабатывать информацию и принимать совместные решения важна для многих социальных животных. Известно, что «коллективным интеллектом» обладают, например, пчелы и приматы, однако до сих пор его исследование было сосредоточено на однократных проявлениях. Менее ясным остается то, как разные виды накапливают и передают индивидуальный опыт группе и, в частности, через поколения. Этот процесс, получивший название «кумулятивной культурой эволюции» (описывается в рамках теории двойной наследственности), связывается с необходимостью решения однотипных задач, таких как навигация в заданных условиях. Взаимодействие коллективного интеллекта и культурной эволюции также изучено недостаточно.

Чтобы устранить этот пробел, британские орнитологи провели эксперимент с 60 сизыми голубями (Columba livia). Животных разделили на десять групп, после чего одну птицу из каждой группы 12 раз выпускали с территории кемпинга Гринхилл Фарм к месту разведения на базе Оксфордского университета. После образования устойчивых маршрутов особи выполняли еще 12 полетов в паре с голубями, которым точное направление было неизвестно. Таким образом, последовательно заменяя одну птицу в паре, авторы испытали культурную эволюцию пяти «поколений» во всех десяти группах. В качестве контрольных выступали 30 голубей, которых выпускали в рамках одиночных или парных полетов без смешения с другими птицами. Маршруты животных изучались с помощью навигаторов GPS.

Маршруты в экспериментальных и контрольных группах. Сравнение проводилось по полетам пятого «поколения» (черный цвет) / ©Takao Sasaki et al., Nature Communications, 2017

Анализ показал, что эффективность полетов (разница между расстоянием до объекта — 8,6 километра — и протяженностью полета) в экспериментальных группах увеличивалась в течение 12 сессий. В контрольных группах показатель носил нестабильный характер: голуби, не включенные в процесс передачи культуры, создавали и повторяли свои маршруты до завершения испытаний. При этом смешение «опытной» птицы и «новичка» сперва ухудшало эффективность, но резко повышало ее с последующими полетами. Согласно сравнению итоговых полетов в разных группах, смена голубей сократила дистанцию до места разведения на 1,2 километра — у изолированных особей расстояние уменьшилось на 0,05 километра (одиночные полеты) или увеличилось на 0,04 километра (парные).

Примечательно, что специфика маршрутов, которые прокладывали экспериментальные пары, сохранялась до трех «поколений». Примерно с четвертого «поколения» полеты в среднем выполнялись по прямой линии и сходились в общих точках. По мнению ученых, полученные данные свидетельствуют о наличии у голубей кумулятивной культурной эволюции. Это, в частности, подтверждается более высокой эффективностью смешанных пар по сравнению с парами из контрольных групп: в отсутствие информации от других особей последние не только не сократили, но даже увеличили протяженность маршрута. На коллективный интеллект этих птиц указывает предположительная способность учитывать сведения, которые повышают производительность, и отказываться от остальных.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Любопытные поведенческие особенности птиц занимают ученых не впервые. Ранее австрийские исследователи выяснили, что голубые сороки могут проявлять альтруизм в ущерб собственному голоду.