Темную энергию изучат пять тысяч роботов — Naked Science

Темную энергию изучат пять тысяч роботов

Ученые из США разрабатывают один из самых амбициозных проектов по составлению трехмерной карты Вселенной и изучению темной энергии и ее влияния.

desi-focal-plane-assembly-lbnl-0261

Астрономы, инженеры и студенты заняты сбором Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI) для пятилетней миссии на четырехметровом телескопе «Мэйалла» в Национальной обсерватории Китт-Пик близ Тусона, штат Аризона, и измерения спектра более 30 миллионов галактик и квазаров.

Инструмент DESI будет использовать новую коррекционную оптику, предоставляющую трехградусное поле зрения, которое снабжает фокальную плоскость, оборудованную пятью тысячами роботизированных «позиционеров» с оптическими кабелями. Позиционеры можно перестроить за несколько минут для получения спектров разных наборов галактик, которые затем отправят на десять широкополосных спектрографов, в каждом из которых — по три детектора.

Процесс сборки инструмента можно увидеть в видеоролике ниже:

Создание и сбор DESI / © Marilyn Chung/Berkeley Lab/YouTube

Согласно планам, DESI будет изучать природу темной энергии — таинственной силы, по-видимому, ускоряющей расширение Вселенной. Для этого ученые намереваются создать трехмерную карту из миллионов галактик, чтобы охарактеризовать два критических индикатора эволюции Вселенной: древние следы барионных акустических осцилляций (звуковые волны, путешествовавшие через космос в так называемые темные века до образования звезд), а также искажения в пространстве-времени, вызванные крупномасштабными структурами.

«Загадка темной энергии и постоянная привлекательность космологии мотивируют на разнообразные космологические эксперименты, — написано на сайте DESI. — DESI — один из самых амбициозных проектов в разработке. Как только он начнет свою работу, то станет самым крупным исследованием галактик в красном смещении».

Помимо изучения эффектов темной энергии, карты DESI можно применить и в других исследовательских целях.

«Мы надеемся, что наши измерения амплитуды промежуточного красного смещения крупномасштабной структуры будут важными для измерения массы нейтрино, — сообщается на сайте. — Наши вычисления на крупнейших масштабах могут испытать, следуют ли изначальные пертурбации во Вселенной простейшей модели или же наоборот: показывают соотношения, указывающие на новое поведение на высочайших энергетических значениях в первую секунду существования Вселенной».

Эксперты Всемирной организации здравоохранения напомнили о том, что прививать от коронавируса в первую очередь нужно тех, кто подвержен повышенному риску заболеть Covid-19, особенно в тяжелой форме.

Ученые обнаружили, что чередование периодов голодания с приемами пищи помогает предотвратить развитие рака груди, замедлить рост опухоли и избежать метастазирования в легкие. По их словам, такая простая стратегия также в перспективе может стать практическим способом достичь положительного эффекта при терапии рака молочной железы у людей.

Китайские ученые провели исследование с участием более двух тысяч человек и выяснили, что любовь немного поспать после обеда благотворно сказывается на когнитивных способностях пожилых людей.