Темную энергию изучат пять тысяч роботов — Naked Science
27.10.2018

Темную энергию изучат пять тысяч роботов

Ученые из США разрабатывают один из самых амбициозных проектов по составлению трехмерной карты Вселенной и изучению темной энергии и ее влияния.

desi-focal-plane-assembly-lbnl-0261

Астрономы, инженеры и студенты заняты сбором Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI) для пятилетней миссии на четырехметровом телескопе «Мэйалла» в Национальной обсерватории Китт-Пик близ Тусона, штат Аризона, и измерения спектра более 30 миллионов галактик и квазаров.

Инструмент DESI будет использовать новую коррекционную оптику, предоставляющую трехградусное поле зрения, которое снабжает фокальную плоскость, оборудованную пятью тысячами роботизированных «позиционеров» с оптическими кабелями. Позиционеры можно перестроить за несколько минут для получения спектров разных наборов галактик, которые затем отправят на десять широкополосных спектрографов, в каждом из которых — по три детектора.

Процесс сборки инструмента можно увидеть в видеоролике ниже:

Создание и сбор DESI / © Marilyn Chung/Berkeley Lab/YouTube

Согласно планам, DESI будет изучать природу темной энергии — таинственной силы, по-видимому, ускоряющей расширение Вселенной. Для этого ученые намереваются создать трехмерную карту из миллионов галактик, чтобы охарактеризовать два критических индикатора эволюции Вселенной: древние следы барионных акустических осцилляций (звуковые волны, путешествовавшие через космос в так называемые темные века до образования звезд), а также искажения в пространстве-времени, вызванные крупномасштабными структурами.

«Загадка темной энергии и постоянная привлекательность космологии мотивируют на разнообразные космологические эксперименты, — написано на сайте DESI. — DESI — один из самых амбициозных проектов в разработке. Как только он начнет свою работу, то станет самым крупным исследованием галактик в красном смещении».

Помимо изучения эффектов темной энергии, карты DESI можно применить и в других исследовательских целях.

«Мы надеемся, что наши измерения амплитуды промежуточного красного смещения крупномасштабной структуры будут важными для измерения массы нейтрино, — сообщается на сайте. — Наши вычисления на крупнейших масштабах могут испытать, следуют ли изначальные пертурбации во Вселенной простейшей модели или же наоборот: показывают соотношения, указывающие на новое поведение на высочайших энергетических значениях в первую секунду существования Вселенной».