Таяние вечной мерзлоты в Арктике усилит парниковый эффект — Naked Science
27 августа
Сколтех

Таяние вечной мерзлоты в Арктике усилит парниковый эффект

Ученые из России и США изучили состав глубоких слоев вечной мерзлоты в Восточной Сибири, чтобы понять, насколько опасно для планеты таяние мерзлоты. Итог неутешителен: высвобождение органического вещества вечной мерзлоты приведет к усилению парникового эффекта.

Вечная мерзлота
Вечная мерзлота / ©www.chsvu.ru

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research.

Вечная мерзлота — это земная поверхность, покрытая льдами, где отсутствуют периоды протаивания. На нашей планете на вечную мерзлоту приходится 25% суши. Из-за глобального потепления вечная мерзлота привлекает большое внимание ученых, так как ее таяние грозит высвобождением огромного количества древнего органического углерода и возможной экологической катастрофой.

Точные последствия таяния вечной мерзлоты до конца не понятны: чем еще это опасно, кроме повышения уровня Мирового океана? Ученые из Сколковского института науки и технологий и МГУ имени М. В. Ломоносова в сотрудничестве с коллегами из Университета штата Флорида (США) впервые изучили органическое вещество глубоких слоев вечной мерзлоты Восточной Сибири в бассейне реки Колыма.

Точки отбора диагенетически связанных кернов вечной мерзлоты / ©Пресс-служба Сколтеха

Главной задачей исследователей было понять, что происходило в периоды таяния мерзлоты в прошлом для предсказания, как современное глобальное потепление может повлиять на вечную мерзлоту и к чему это может привести. Ученых интересовало, какие органические вещества скрываются под слоями льда и что будет, если они вырвутся на поверхность. Для эксперимента были отобраны почвы с глубин от трех до 15 метров из двух отложений, сформированных в различные геологические периоды.

Для изучения веществ на молекулярном уровне применяли метод масс-спектрометрии. Полученные данные позволяют говорить о том, что при таянии мерзлоты на поверхность могут высвободиться насыщенные органические вещества, доступные для разложения микробами. Это, в свою очередь, приведет к выбросу огромного количества парниковых газов и еще больше ускорит глобальное потепление.

Один из авторов работы, сотрудник Сколтеха кандидат химических наук Александр Жеребкер подчеркивает важность проведенного исследования: «Изученные нами отложения были сформированы в периоды плейстоцена и голоцена и представляют собой наиболее законсервированный и частично трансформированный в результате периодов таяния пул углерода.

Органического вещества в них 2%, 90% по объему — лед. Мы обнаружили, какие компоненты претерпели наибольшие превращения и какие наиболее доступны для микроорганизмов. Оказалось, биоразлагаемые компоненты присутствуют не только на большой глубине мерзлоты, но и почти на поверхности. Согласно нашим прогнозам, Арктический регион повлияет на глобальное потепление уже в ближайшем будущем».

Сколтех