29.09.2016
Редакция Naked Science

Spitzer «открыл» кластер Пандоры

Американское космическое ведомство представило новое изображение скопления галактик Abell 2744, полученное при помощи космического телескопа Spitzer.

pia20920

Скопление галактик Abell 2744, также называемое скоплением Пандоры, расположено на расстоянии около четырех миллионов световых лет от Земли в созвездии Скульптора. Оно простирается более чем на 2 миллиона световых лет. На темную материю приходится более 75% массы скопления.

Представленное изображение Abell 2744 содержит инфракрасные цвета на длинах волн 3,6 микрона (синий цвет) и 4,5 микрона (зеленый цвет). Светлые сгустки на снимке представляют собой массивные галактики в ядре кластера. Они играют роль гравитационной линзы, позволяющей разглядеть находящиеся между Землей и Abell 2744 объекты.

Гравитационная линза – массивное тело, искривляющее своим гравитационным полем направление распространения проходящего мимо него излучения. Роль гравитационной линзы во Вселенной может играть любое тело, но в реальности заметное искривление лучей способен вызвать лишь очень массивный объект, например скопление галактик. Гравитационная линза одинаково влияет на все виды электромагнитного излучения и потоки релятивистских частиц.

Изучением этого скопления галактик помимо «Спитцера», ведущего наблюдения в инфракрасном диапазоне, также занимались космический телескоп Hubble и обсерватория Chandra.

Кластер Пандоры «глазами» телескопа Hubble / ©NASA/ESA